МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА
В гуманитарных науках ответственность признается сложным социальным феноменом, поэтому она подвергается анализу с методологических позиций и на основе отдельных доктринальных концепций, включая родовидовое соотношение социальной, юридической и уголовно-правовой ответственности. Критической оценке подвергается идея обособления позитивного и негативного видов юридической ответственности. Юридическая и уголовно-правовая ответственность реализуются в условиях конфликтного отношения, развивающегося в связи с отрицательным отношением субъекта к общезначимым интересам, выраженным им в совершении, соответственно, правонарушения или преступного акта. Уголовно-правовая ответственность рассматривается как сочетание юридических последствий совершения лицом самого преступного деяния и постпреступного уголовного правонарушения.
В настоящей статье рассмотрены актуальные проблемы научного и практического изучения экологической безопасности. Краткий экскурс в историю разрабатываемой российскими и зарубежными учеными проблематики подчеркивает важность методологического, аксиологического и праксиологического осмысления вопросов взаимодействия человека с природой. Сформировавшийся мезальянс интересов и потребностей человека в погоне за экономическим и технологическим лидерством с современным состоянием окружающей среды представляет угрозу для его жизнедеятельности. В методологическом контексте проблемы экологической безопасности, изучаемые юридической наукой на межотраслевом и междисциплинарном уровнях, требуют привлечения СМД-методологии (системно-мыследеятельностной методологии), транслирующей в научно-практическое пространство важность и целесообразность соединения проектов, схем и предписаний практической деятельности с последующим их исследованием в различных областях научной дисциплинарности (социогуманитарной, естественной и технической) либо в их синергии. В свою очередь, такой подход должен способствовать совершенствованию правотворчества, правореализации, в том числе правоприменения, в сфере защиты экологических прав человека, охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования для дальнейшего цивилизационного развития.
В статье анализируются экспериментальные правовые режимы как способ недопущения злоупотреблений и ущемления базовых прав человека на фоне масштабного и глубокого распространения цифровых и технологических инноваций. Под экспериментальными правовыми режимами (к ним причислены среди прочих и «регулятивные песочницы») понимаются согласованные рамки проработки и тестирования инновационных решений, в том числе регуляторных, в ограниченной подконтрольной среде. Исследованы характеристики инструментов экспериментального регулирования с позиции экономического анализа права, при этом подчеркнута необходимость использования их регуляторной гибкости, оперативности и направленности на практический результат в целях безопасного тестирования новых технологических решений. Метод сравнительно-правового (компаративистского) анализа позволил соотнести подходы к использованию экспериментальных правовых режимов в различных странах и интеграционных объединениях. С помощью юридического моделирования предпринята попытка воссоздать на теоретическом уровне гипотетическую конструкцию эффективного применения «регулятивных песочниц». В результате анализа законодательства, практики его применения и научной литературы сделан вывод о том, что экспериментальные правовые режимы сами по себе не являются универсальным способом обеспечения гуманного внедрения инноваций, однако грамотная юридическая техника и правоприменение на основе общечеловеческих ценностей позволят обеспечить противодействие тенденциям дегуманизации. Представлен перечень принципов (недопустимость нарушения прав человека, добровольность участия, прозрачность, открытость, обеспечение безопасности личности и общества), которые могли бы быть инкорпорированы при реализации проекта соглашения об использовании «песочниц» в рамках Евразийского экономического союза.
В статье представлен анализ трех книг, посвященных проблемам правового регулирования искусственного интеллекта и цифровизации сферы труда. Представлен краткий обзор и дана оценка результатов научных исследований российских и белорусских ученых в названной междисциплинарной области знаний на стыке юриспруденции, иных социальных, а также технических наук. Первое из рецензируемых изданий (учебное пособие И.А. Филиповой) включает в себя курс лекций, планы семинаров, рекомендованную для подготовки литературу, практические задания и пр. Проанализирован лекционный материал по правовому регулированию искусственного интеллекта, изложенный в проблемном ключе. Помимо обсуждения и краткой характеристики каждой из семи тем курса подняты некоторые дискуссионные вопросы, связанные с развитием систем и технологий искусственного интеллекта и их правовым регулированием. Вторая рецензируемая книга – монография И.А. Филиповой, посвящена проблемным вопросам цифровизации и ее влияния на сферу труда и трудовое право. Третье анализируемое издание написано коллективном белорусских ученых и посвящено обобщению зарубежного опыта и перспективам правового регулирования искусственного интеллекта в Республике Беларусь. Сделан вывод о том, что исследование представляет интерес в аспекте сравнительного правоведения и взаимного учета опыта правового регулирования искусственного интеллекта в рамках построения Союзного государства России и Беларуси.
В настоящей статье осуществлен анализ функциональных возможностей правовой процессуальной политики с точки зрения ее доктринальной аргументации и практической реализации. Рассмотрены четыре основные функции правовой процессуальной политики: доктринальная, управленческая, организационная и контрольно-надзорная – как ключевые элементы государственной деятельности в сфере обеспечения справедливости, законности и защиты прав участников судебного процесса. Особое внимание уделено проблемам целеполагания в современном процессуальном законодательстве, фрагментарности целей и задач правоприменения, недостаткам управления и организации судебной деятельности, а также неопределенности в системе надзора. Как показывает анализ, эффективное развитие правовой процессуальной политики возможно лишь при условии системного подхода, методологически объединяющего нормативный, функциональный и аксиологический аспекты. Важным инструментом повышения результативности и транспарентности правосудия выступает правовая аналитика, способствующая объективной диагностике, научному обоснованию и прогнозированию последствий применения права. Подчеркивается необходимость перехода от масштабированного применения процессуальных норм к целевой результативности, основанной на принципах справедливости, законности, доступности и технологической модернизации судебной системы.
ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
В настоящей статье изучены вопросы экспертного сопровождения законотворческого процесса в Российской Федерации и их влияния на обеспечение правовой безопасности. Установлено, что экспертиза законопроектов должна трактоваться в качестве одного из эффективных способов обеспечения правовой безопасности, при которой гарантируется устранение рисков (угроз), негативным образом влияющих на качество принимаемых законов. Рассмотрены основные виды рисков (угроз) правовой безопасности, связанные с законотворческим процессом: наличие коррупциогенных факторов, лингвистические ошибки, недооценка негативных последствий принятия закона и др. Предлагаются авторские определения понятий «экспертиза законопроекта» и «правовая безопасность» в их взаимосвязи. Обоснована необходимость систематизации законодательства в области организации и проведения экспертного сопровождения законодательной деятельности с целью уточнения системы экспертиз, определения их цели, объекта, предмета, субъектов проведения.
В условиях конституционной реформы, связанной с внедрением в российскую юридическую практику единства публичной власти в федеративной России, возрастает интерес к субъектам исполнительной власти, являвшимся структурными элементами единой системы и до внесения изменений в Конституцию в 2020 г. В настоящей статье раскрывается принцип единства системы исполнительной власти в механизме обеспечения государственных гарантий в сфере охраны здоровья на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Выявлены особенности организационного и деятельностного аспектов применительно к институтам исполнительной власти, специфика их взаимодействия с главой государства, представителями исполнительной власти на федеральном уровне, а также гражданского сообщества. Анализу подвергнуты внесенные в российское законодательство изменения, направленные на совершенствование оценки качества оказываемых услуг в сфере охраны здоровья граждан; выявлены проблемы, препятствующие достижению обозначенных в законе показателей в обозначенной сфере. Методологическую базу исследования составили сравнительно-правовой (при выявлении особенностей субординационных начал в системе органов исполнительной власти разных субъектов России), формально-юридический (при определении полномочий рассматриваемых органов на уровне субъектов) методы. Сформулированы предложения, направленные на повышение результативности деятельности институтов исполнительной власти в сфере охраны здоровья. Полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем развитии теорий единства публичной власти, прав и свобод человека и гражданина.
В настоящей статье рассмотрено договорное регулирование рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях (в частности – в национальных парках) в соответствии с законодательством Российской Федерации, Португальской Республики, Итальянской Республики, Федеративной Республики Германия и Королевства Испания. Подробно исследованы различные типы соглашений, заключаемых между публичными и частными субъектами с целью реализации рекреационных проектов на обозначенных территориях. Проведен сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства об указанных соглашениях. Сделан вывод о том, что португальское, итальянское, германское и испанское законодательство отличается гибкостью, децентрализованным подходом и широкими возможностями договорного регулирования рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях, в то время как российское законодательство более формализовано и требует обязательного проведения аукциона при заключении соглашений об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках.
В настоящей статье проведен анализ особенностей коллизионного регулирования отношений по международному транзиту электрической энергии. Отмечается, что международный транзит электрической энергии представляет собой комплексный технический процесс со сложным правовым регулированием. Межгосударственная передача электрической энергии может осуществляться путем ее фактического перемещения и (или) замещения. Выбранный способ влияет на вид заключаемых договоров, а также на применение коллизионных норм. Сделан вывод о том, что коллизионно-правовое регулирование отношений по транзиту электрической энергии представлено в виде: 1) генеральной коллизионной нормы, предусматривающей возможность для сторон договора выбрать применимое право; 2) субсидиарной коллизионной нормы, предусматривающей определение судом применимого права, исходя из вида договора и стороны, исполнение договора которой будет иметь решающее значение; 3) корректирующей оговорки, позволяющей суду применить право той стороны, с действиями которой наиболее тесно связано фактическое исполнение договора.
Подобно Евросоюзу, где система управления отходами строится на директивах, в России существует основополагающий нормативный правовой акт, регулирующий эту сферу, – ФЗ «Об отходах производства и потребления». Директивы Евросоюза устанавливают цели, но оставляют странам выбор способов их достижения. Иерархия приоритетов в обращении с отходами в Евросоюзе включает предотвращение, повторное использование, переработку, восстановление и утилизацию, что детализировано в Директиве 2008/98/ЕС, в отличие от менее четко прописанных норм в российском законодательстве. В Евросоюзе также определены критерии для побочных продуктов производства и процедура прекращения правового режима отходов, что снижает регуляторную нагрузку, но не исключает судебных споров о квалификации веществ в качестве отходов или в качестве побочных продуктов производства. В странах ЕАЭС, таких как Беларусь и Казахстан, регулирование в заявленной сфере схоже с российским, но имеет свои особенности, например, понятие вторичных материальных ресурсов в Беларуси или детализированные критерии перехода отходов в категорию продукции в Казахстане. Несмотря на детализацию, зарубежное законодательство, как и российское, сохраняет приоритет юридической квалификации веществ в качестве отходов, что может затруднять переход к экономике замкнутого цикла.
АКТУАЛЬНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предметом анализа в настоящей статье является уровень преступности в экономической сфере, также обсуждается возможность определения его порогового и критического значений. С учетом того, что обеспечение экономической безопасности является одной из основных задач государства, ее реализация предполагает регулярную оценку состояния защищенности национальных интересов страны. При оценке экономической безопасности используется, как правило, индикативный метод, предполагающий установление пороговых и критических значений для различных показателей. Отмечается, что одним из показателей состояния экономической безопасности Российской Федерации является уровень преступности в сфере экономики, а высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере представляет угрозу для экономической безопасности нашего государства. Сделан вывод о том, что установить как пороговое, так и критические значение для названного показателя не представляется возможным, так как количественные характеристики преступности в экономической сфере не свидетельствуют об уровне обеспеченности экономической безопасности государства.
В статье исследовано поведение как одна из базовых научных категорий уголовно-исполнительного права, задействованных в правовом пенитенциарном и постпенитенциарном регулировании в процессе назначения, исполнения наказания и освобождения от него. Преступление – это противоправное поведение определенного лица, выразившееся в совершении деяния, влекущего, согласно УК РФ, применение уголовного наказания. Выявлена непосредственная связь категории «поведение» с основными институтами уголовного права «Преступление» и «Наказание». Подчеркивается, что основанием для применения правового принуждения и правового поощрения является уголовно-правовое поведение, которое может быть преступным (если есть преступность, то есть и преступное поведение), неправомерным и правомерным. Важность категории «поведение» предопределена ее соотнесенностью с принципами уголовно-исполнительного законодательства. Отмечается, что категория «поведение» – это междисциплинарная научная категория, входящая в понятийно-категориальный аппарат отрасли уголовно-исполнительного права, регулирующей в том числе стадии допенитенциарного, пенитенциарного и постпенитенциарного поведения, учитываемые правоприменителем в механизме рационального применения мер принуждения и поощрения. Предложены правовые дефиниции понятий «посткриминальное поведение», «хорошее поведение», «примерное поведение», «антиобщественное поведение», «пенитенциарное поведение», «постпенитенциарное поведение» осужденных, которые имеют важное значение для эффективности правоприменительной практики.
Появление такого феноменального участника уголовного судопроизводства, как несовершеннолетний, представляется неизбежным, поскольку количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, все еще достаточно велико, несмотря на отрицательную динамику роста подобных преступлений. Следовательно, перед государством стоит важнейшая цель – обеспечить комфортное вхождение несовершеннолетних в орбиту уголовного судопроизводства, учитывая их когнитивные и нравственно-психологические особенности. Достижение подобной цели не мыслится без надлежащего научного обеспечения процесса предварительного расследования с участием несовершеннолетних, в том числе производства следственных действий с их участием. И если научное обеспечение производства отдельных следственных действий на сегодняшний день находится на довольно высоком уровне, то в отношении менее распространенных следственных действий, таких, как, например, проверка показаний на месте с участием несовершеннолетнего, дела обстоят иначе. Появление такой особой категории участника проверки показаний на месте обусловливает появление многих криминалистических проблем. В настоящей статье рассмотрены некоторые из подобных трудностей, с которыми сталкиваются правоприменители и которые нуждаются в научно обоснованном решении и формулировании на этой основе практических рекомендаций. Формулировка указанных рекомендаций реализована на основе выявленной системы теоретико-прикладных положений и результатов изучения эмпирической базы: ее составили 20 уголовных дел, по которым проводились проверки показаний на месте с участием несовершеннолетних, а также материалы анонимного опроса 15 следователей с опытом работы от двух лет.
В статье отражены современное состояние и перспективы развития межотраслевого института обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства. Обосновывается тезис о том, что векторы развития рассматриваемого института сориентированы в сторону повышения эффективности уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и нейтрализации посткриминального противоправного воздействия на участников производства по уголовному делу. Рассмотрены правовые механизмы обеспечения безопасности личности, представляющие собой определенный порядок функционирования межотраслевой системы правовых, организационных, тактических, оперативно-розыскных мер и средств, направленных на защиту жизни, здоровья и имущества защищаемых лиц. Кроме того, определены иные векторы развития института обеспечения безопасности таких лиц: внедрение информационных технологий; поддержание баланса между гласностью и сохранением в тайне данных о применяемых мерах безопасности; разрешение конфликтов законных интересов защищаемых лиц, должностных органов и государства в целом.
Актуальность настоящего исследования продиктована современными требованиями к практикоориентированному образовательному процессу в вузах в рамках реализации программы «Обучение служением». В статье раскрываются социально ориентированные и образовательные цели юридических клиник, деятельность которых основывается на ключевых принципах упомянутой программы. Внимание акцентируется на значении проектной технологии в обучении служением. Описаны со циальные проекты, реализуемые юридической клиникой Юридического института Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) в рамках направлений подготовки/специальности студентов и нацеленные на решение конкретных социальных проблем. Инновационный проект «Студентам бесплатная юридическая помощь» предусматривает бесплатное юридическое консультирование студентов университета всех уровней и форм обучения в дистанционном формате. Правопросветительский проект «Право о тебе – тебе о праве» (правовое просвещение школьников) направлен на повышение уровня правовой грамотности учащихся общеобразовательных организаций. Отмечены преимущества и проблемы организации деятельности юридических клиник в рамках программы «Обучение служением» и предложены пути их решения.
ISSN 2500-2171 (Online)