Проектная деятельность юридической клиники как одно из направлений реализации программы «Обучение служением»
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.3.176-186
Аннотация
Актуальность настоящего исследования продиктована современными требованиями к практикоориентированному образовательному процессу в вузах в рамках реализации программы «Обучение служением». В статье раскрываются социально ориентированные и образовательные цели юридических клиник, деятельность которых основывается на ключевых принципах упомянутой программы. Внимание акцентируется на значении проектной технологии в обучении служением. Описаны со циальные проекты, реализуемые юридической клиникой Юридического института Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) в рамках направлений подготовки/специальности студентов и нацеленные на решение конкретных социальных проблем. Инновационный проект «Студентам бесплатная юридическая помощь» предусматривает бесплатное юридическое консультирование студентов университета всех уровней и форм обучения в дистанционном формате. Правопросветительский проект «Право о тебе – тебе о праве» (правовое просвещение школьников) направлен на повышение уровня правовой грамотности учащихся общеобразовательных организаций. Отмечены преимущества и проблемы организации деятельности юридических клиник в рамках программы «Обучение служением» и предложены пути их решения.
Об авторе
З. Р. ТанаеваРоссия
Танаева Замфира Рафисовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и административного права, заведующий юридической клиникой
г. Челябинск
Список литературы
1. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 12. С. 9–28. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28.
2. Горбуль Ю.А., Юрьева Л.А. «Service-learning» как технология профессионально-правовой подготовки студентов на базе юридических клиник вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4, № 4. C. 145–151. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.26.
3. Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика организации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). C. 226–235. http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.19.
4. Баталыгина Ю.А. Социальный проект как фактор формирования общественной морали: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2017. 27 с.
5. Бочаров О.Е. Поддержка молодежных инициатив как фактор формирования гражданской позиции студентов // Яросл. пед. вестн. Сер. «Гуманитарные науки» (теория и методика обучения, педагогика, психология, культурология, филология, экономика, история). 2009. № 1 (58). С. 80–86.
6. Буякова К.И., Малкова И.Ю. Волонтерство как форма организации образовательной деятельности в контексте «третьей миссии» университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 8-9. С. 69–79. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-69-79.
7. Ибрагимов Ю.М. Возможности социально-проектной деятельности для формирования у будущих бакалавров социальной работы педагогической культуры // Современ. пед. образование. 2021. № 9. С. 53–58.
8. Плохова И.А. Социальное проектирование: духовно-нравственный аспект // Казан. пед. журн. 2014. №5 (106). С. 178–183.
9. Воронина Е.В., Музыченко О.В. Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения // Молодой ученый. 2016. № 6-2 (110-2). С. 30–32.
10. Кривоносова О.Ю. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 27 с.
11. Васильев А.А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь как средство обеспечения реального равноправия // Вестн. ПАГС. 2012. № 1 (30). С. 103–108.
12. Сабирова Л.Л. Особенности юридического консультирования студентов в системе высшего профессионального образования // Вестник МарГУ. 2020. Т. 14, № 1. С. 58–63. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-1-58-63.
Рецензия
Для цитирования:
Танаева З.Р. Проектная деятельность юридической клиники как одно из направлений реализации программы «Обучение служением». Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(3):176-186. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.3.176-186
For citation:
Tanaeva Z.R. Project work of the legal clinic as part of the Service-Learning Program. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2025;167(3):176-186. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.3.176-186