ПСИХОЛИНГВИСТИКА
В статье проанализированы антропоцентрические методологические установки современной науки о языке, актуализирующей междисциплинарные области исследований и выявляющей возможные параметры междисциплинарных исследовательских объектов. Формулирование подобных объектов требует методологической обработки научных понятий и такого выстраивания исследовательской логики, которое определяется междисциплинарными познавательными установками, не поддающимися корректной реализации в рамках существующих лингвистических парадигм. Рассмотрены возможности параметризации некоторых таких объектов (коммуникация, языковая способность и др.), проанализированы пути операционализации построенных моделей и их экспериментальной верификации, акцентированы потенции моделей в клинической деятельности с целью интенсификации связей лингвистики и нейрокогнитивных наук. К актуальным вопросам авторы относят создание модели, объясняющей нестабильность значения слова и универсальные психолингвистические принципы смыслопорождения, а также зависимость смыслообразования от соматических процессов.
В статье представлен аналитический обзор работ по визуальной прецедентности – относительно новому объекту лингвистических исследований. Установлено, что наряду с процессом активного пополнения понятийно-терминологического аппарата исследователей визуальной прецедентности отмечается неупорядоченность терминологического обозначения самих прецедентных визуальных феноменов; отсутствует единое мнение о формах их представления в текстовых структурах; расширяется круг явлений, относимых к визуальной прецедентности. К началу третьего десятилетия ХХI в. определены специфика прагматической заданности и особенности использования анализируемых форм прецедентности в политическом, медийном дискурсах; имеются репрезентативные сведения о характере их бытования в рекламном дискурсе; делаются первые шаги в изучении прецедентных визуальных феноменов в литературно-художественном, научно-популярном, учебном дискурсах, в дискурсе портретных изображений. Исследователями определены общие и частные (характерные для конкретных сфер коммуникации) функции визуальных прецедентных феноменов. Достигнуты успехи в изучении технологий актуализации прагматических функций прецедентных визуальных феноменов. Функционально-прагматическая отмеченность прецедентных визуальных феноменов позволяет ученым относить их к числу визуальных стилистических средств и говорить о зарождении визуальной стилистики текста.
В статье рассмотрены деструктивные изменения речевого действия, диагностируемые при сопоставительном анализе ассоциативных полей разного времени фиксации. Проведенное исследование показало существенное сокращение доли речевых действий полного цикла синтаксирования за последние 27−30 лет. Одновременно количество речевых действий с доминирующей операцией смыслового синтаксирования и речевых действий с пропущенным этапом поверхностного увеличилось, что свидетельствует, по крайней мере, об изменениях в универсальном механизме продуцирования речи, предполагающем полный цикл синтаксирования. Выявленные в структуре речевого действия изменения носят деструктивный характер, поскольку исследованная группа испытуемых все чаще ограничивается каким-либо отдельным способом предицирования. Предложенный в работе способ анализа ассоциатов демонстрирует динамику языковой способности носителей языка и позволяет решить теоретическую проблему классификации тематических или аграмматических реакций.
В статье рассмотрены потенциальные возможности взаимодействия психолингвистической науки, корпусной лингвистики и интеллектуального анализа текста. Отмечено, что достижения психолингвистики должны приниматься во внимание при разработке приемов обработки больших данных (например, языковых корпусов). В новых реалиях цифровизации происходит переосмысление текста как объединенных единым смыслом множества языковых единиц. Вносятся уточнения в психолингвистику текста, поскольку при глубинном анализе появляется новый взгляд на роли отправителя и получателя и на первый план выходят способы качественной переработки больших объемов информации. Без исследования механизмов речепорождения и речевосприятия невозможно дальнейшее совершенствование нейронных сетей и электронных переводчиков. Обсуждаются теоретические основания психолингвистики, которые могут быть использованы для подготовки кадров в области текстовой аналитики. В качестве примера рассмотрена встроенность таких дисциплин, как «Психолингвистика» и «Психолингвистические методы изучения языка и текста», в психолого-лингвистический модуль программы обучения магистрантов по профилю «Текстовая аналитика в образовании и науке», которая реализуется на базе Казанского федерального университета. Описана психолингвистическая составляющая в дисциплине «Корпусная лингвистика» для магистрантов.
Статья посвящена вопросам формирования и упорядочивания логотерапевтической терминосистемы. Логотерапия Виктора Франкла – подход в психотерапии, ориентированный на смысл. Вследствие развития психологии как науки и логотерапии как психотерапевтического подхода растет число новых терминов и требуется уточнение значений некоторых уже имеющихся. На примере двух существующих логотерапевтических глоссариев – русскоязычного (в работе А.И. Аверьянова «Логотерапия и экзистенциальный анализ: теория личности») и англоязычного (в работе M.H. Lewis “Logotherapy and existential analysis: a glossary of English terms”) – обоснована потребность в создании более полного логотерапевтического терминологического аппарата, который стал бы ответом на логотерапевтическое представление о человеке, о феноменах, характеризующих разные измерения личности, а также о мире. Проанализированы аспекты, которые необходимо принимать во внимание при формировании словника (учет замкнутых лексических групп, высокочастотных слов, единообразие описания статей). Выявлены и рассмотрены вопросы и трудности, возникающие на уровне макроструктуры (неоправданное включение единиц в состав словника или же неоправданное их отсутствие, нарушение алфавитного порядка слов, орфографические ошибки) и микростуктуры (связаны с выделением компонентов словарной статьи) находящегося в работе справочника логотерапевтических терминов.
ОНТОЛИНГВИСТИКА
В статье представлен обзор детской речевой системы на раннем этапе. Особенности такой системы – с её особым отношением к категории рода, упрощенными правилами формообразования и свободным словообразованием – можно назвать своего рода «каркасом» русской грамматики, который лежит в основе работы всего языкового механизма. Очерчена структура каркаса – искусственная модель, которая заостряет и доводит до логического завершения тенденции, свойственные детской речи на разных этапах освоения языка. Следуя правилам каркаса, дети иногда создают речевую продукцию, совершенно не соответствующую норме, но именно возможность опереться на твердые, пусть и упрощенные, правила позволяет ребенку справиться с освоением непростой грамматической системы русского языка. Правила каркаса следует принимать во внимание, проводя диагностику речевого развития. На него можно опираться при изучении русского как иностранного и при работе с билингвальными детьми.
В статье представлены результаты исследования процесса освоения детьми-дошкольниками темпорального дейксиса. Определены причины, по которым овладение дейксисом до определенного возраста вызывает затруднения. Выдвинуто предположение, что для понимания данного лингвистического феномена ребенок дошкольного возраста опирается на один из ключевых механизмов освоения языка – генерализацию. На основе проведенного эксперимента, а также анализа данных спонтанной речи детей проанализированы примеры проявления генерализации на разных этапах овладения темпоральным дейксисом. Рассматриваются примеры «ярлыкового» использования детьми темпоральных слов, смешения ассоциативных рядов и смешения антонимов, обозначения прошедшего и будущего времени одним темпоральным словом и др. На основе произведенного анализа сделан вывод, что генерализация способствует освоению детьми темпорального дейксиса. Она помогает ребенку дошкольного возраста понять семантику дейктических единиц и прийти к общепринятому использованию в речи дейктических слов.
В статье рассмотрено развитие явлений, предшествующих формированию морфологического компонента языковой способности детей. Работа основана на анализе ответов родителей на вопросы «Теста речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения» (Макартуровского опросника). Были использованы данные 1037 опросников для детей в возрасте 18–36 мес. (550 девочек, 487 мальчиков). Второй тип анализируемых данных – дневниковые записи речи одного ребенка. Исследование подтвердило положение о приоритете когнитивного над языковым в развитии ребенка. Отмечается, что сначала у детей возникает интенция выразить некие идеи (об отсутствующем обладателе предмета, о предмете вне поля зрения, о будущем, о прошлом), а впоследствии они учатся выражать их с помощью языковых средств. Иерархия появления в речи ребенка высказываний указанных типов обусловлена не языковыми, а когнитивными факторами. Проще всего назвать отсутствующего в данный момент взрослого при виде его вещи. Высказывания об отсутствующих в поле зрения предметах или о ближайшем будущем появляются позже. Наиболее сложны (поскольку менее необходимы) высказывания о прошлом. Неморфологические способы выражения указанных смыслов постепенно заменяются морфологическими.
В статье описаны результаты изучения особенностей языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка. Предлагается использовать критерий вербальной эксплицированности как основной для разграничения языковой рефлексии и метаязыковой деятельности; с учетом данного критерия формулируются дефиниции данных терминов. В результате анализа ответов детей сделан вывод о том, что к языковой рефлексии в большей степени способны референциальные дети и дети из семей с высоким социокультурным статусом. Поскольку по результатам экспериментов значимые различия в особенностях языковой рефлексии девочек и мальчиков выявлены не были, возможно говорить только о тех или иных тенденциях, которые связаны с полом детей. Наименьшее количество проявлений языковой рефлексии обнаруживается у детей из семей с низким социокультурным статусом и у экспрессивных детей, следовательно, таким детям в первую очередь необходима помощь по развитию языковой рефлексии и ее предпосылок.
Для реализации приоритетного направления развития образования в России – формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у детей – необходимо проведение научных исследований с использованием современных диагностических технологий, направленных на углубление знаний об особенностях детей с нарушенным развитием, и преимущественно это касается детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В настоящем исследовании на основании анализа отечественного нейропсихологического инструментария была обоснована возможность и необходимость применения российских методик нейропсихологической диагностики при изучении речевых особенностей детей с РАС. Представлены результаты анкетирования 20 родителей детей, посещающих специальный (коррекционный) детский сад КФУ «МЫ ВМЕСТЕ», с целью анализа данных об их речевом развитии начиная с раннего возраста. Проведен эксперимент по изучению речевого развития 20 детей 4-6 лет с применением нейропсихологического инструментария: игровых тестовых заданий в структуре основных сфер – социальной, когнитивной, двигательной (моторной), нейродинамической и регуляторной; анализа результатов их обработки и беседы с детьми и их родителями. Значимость исследования заключается в интерпретации результатов, способствующих внедрению нейропсихологического подхода в диагностику речевых нарушений у детей дошкольного возраста с РАС, для дальнейшего выстраивания специалистом коррекционно-образовательного маршрута.
МЕДИЦИНСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
В современной клинической практике встречается ряд заболеваний, морфологический субстрат которых пока изучен недостаточно, и с помощью методов инструментальной диагностики диагностировать такие состояния, как правило, не представляется возможным. Наиболее показательными примерами традиционно выступают соматоформные заболевания, связанные со стрессом, и тревожно-депрессивные расстройства. В этих случаях большую роль в диагностике играет вербальный отчет пациента и его родных, что, в свою очередь, указывает на междисциплинарный характер обозначенной проблематики и открывает широкое поле для исследований в сфере медицинской лингвистики. В статье проведен краткий анализ психометрического инструментария, традиционно применяемого в качестве диагностического скрининга тревожных и депрессивных расстройств среди пациентов различного профиля, отмечается отсутствие у большинства часто используемых скрининговых методик нозологической специфичности и соответствующей валидности относительно гериатрической практики. Предложен вариант Гериатрической шкалы тревоги (ГШТ), разработанной с учетом клинико-лингвистических аспектов соответствующей группы пациентов.
ISSN 2500-2171 (Online)