Визуальная прецедентность как объект лингвистических исследований: современное состояние и перспективы развития
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.19-32
Аннотация
В статье представлен аналитический обзор работ по визуальной прецедентности – относительно новому объекту лингвистических исследований. Установлено, что наряду с процессом активного пополнения понятийно-терминологического аппарата исследователей визуальной прецедентности отмечается неупорядоченность терминологического обозначения самих прецедентных визуальных феноменов; отсутствует единое мнение о формах их представления в текстовых структурах; расширяется круг явлений, относимых к визуальной прецедентности. К началу третьего десятилетия ХХI в. определены специфика прагматической заданности и особенности использования анализируемых форм прецедентности в политическом, медийном дискурсах; имеются репрезентативные сведения о характере их бытования в рекламном дискурсе; делаются первые шаги в изучении прецедентных визуальных феноменов в литературно-художественном, научно-популярном, учебном дискурсах, в дискурсе портретных изображений. Исследователями определены общие и частные (характерные для конкретных сфер коммуникации) функции визуальных прецедентных феноменов. Достигнуты успехи в изучении технологий актуализации прагматических функций прецедентных визуальных феноменов. Функционально-прагматическая отмеченность прецедентных визуальных феноменов позволяет ученым относить их к числу визуальных стилистических средств и говорить о зарождении визуальной стилистики текста.
Об авторе
Л. А. МардиеваРоссия
Мардиева Ляйля Агьдасовна, доктор филологических наук, профессор кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики
ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008
Список литературы
1. Мардиева Л.А. Прецедентные визуальные феномены в газетно-журнальных текстах // Вестн. Татар. гос. гуманит.-педагог. ун-та. 2007. № 1 (8). С. 62–67.
2. Мардиева Л.А. Социокультурная реальность и ее интерпретации в медиатекстах. Опыт интегративного исследования. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. 358 с.
3. Исаева Л.А., Буданова С.Г., Рябинина А.Г. Пушкинская традиция как прецедентный феномен в современных медиатекстах // Вестн. Твер. гос. ун-та. Серия Филология. 2016. № 2. С. 112–127.
4. Денисова Г.Л. Прецедентные феномены в карикатуре Великой Отечественной войны как креолизованном тексте // Вестн. Томского гос. ун-та. Филология. 2020. № 65. С. 77–91. URL: https://doi.org/10.17223/19986845/65/5.
5. Дубовицкая Л.В. Функции прецедентности иконических компонентов креолизованных текстов // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия «Лингвистика». 2012. № 2. С. 15–20.
6. Петренко Т.Ф., Слепакова М.Б. Социально-политический поликодовый текст через призму прецедентности // Риторика. Лингвистика. 2016. № 1. С. 315–323.
7. Чернявская В.Е. Текст в медиальном пространстве. М.: Либроком, 2013. 232 с.
8. Горбачева О.Н., Каменева В.А. Визуальные стилистические средства в социальной интернет-рекламе или зарождение визуальной стилистики текста // Политическая лингвистика. 2014. № 2 (48). С. 124–127.
9. Бабич Е.В. Коммуникативные особенности поликодового художественного текста: на примере романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»: Дис. … канд. филол. наук. М., 2017. 166 с.
10. Нешкова Е.Г. Лингвокультурологический аспект интертекстуальности в мультипликационном дискурсе: на материале английского, русского и французского языков: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2020. 22 с.
11. Гуторенко Л.С. Некоторые особенности юмористических интернет-мемов в русскоязычной виртуальной коммуникации // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7, № 2А. С. 247–260.
12. Пикулева Ю.Б. Прецедентные культурные знаки советского времени в коммерческой и политической отечественной рекламе // Советская культура в современном социопространстве России: трансформации и перспективы: Материалы науч. интернет-конф., Екатеринбург, 28–29 мая 2008 г. Екатеринбург: [Б.и.], 2008. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1828/2/Part2%202008-12.pdf, свободный.
13. Высоцкая И.В. Спорные вопросы теории прецедентности // Критика и семиотика. 2013. № 18. С. 117–137.
14. Романова Т.П. Этнокультурный маркер в логотипах российских фирм как рекламный стимул адресата // Медиалингвистика: Науч. журнал междунар. медиалингвистической комиссии Международного комитета славистов (под патронатом ЮНЕСКО). 2018. Т. 5, № 4. URL: https://medialing.ru/ehtnokulturnyj-marker-v-logotipah-rossijskihfirm-kak-reklamnyj-stimul-adresata/, свободный.
15. Райскина В.А. Семиотический образ прецедентной личности в европейском культурном пространстве // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык: Междунар. информационно-аналитический журнал. 2022. № 1. URL: http://if-mstuca.ru/CE/index.php/100000/semiotics-ru/s12612, свободный. doi: 10.51955/23121327_2022_1_113.
16. Бабикова М.Р. Вербально-иконическая прецедентность в современном русском националистическом дискурсе: Дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2020. 237 с.
17. Садуов Р.Т. Прецедентные вербальные, визуальные и вербально-визуальные феномены в креолизованном тексте (на материале современного российского политического комикса) // Политическая лингвистика. 2013. № 4 (46). С. 221–229.
18. Мардиева Л.А. Визуальная прецедентность: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы современной лингвистики и изучения иностранных языков в эпоху искусственного интеллекта: Сб. науч. тр. Междунар. науч. форума, посвященного Всемирному дню науки за мир и развитие, Москва, 10–12 ноября 2020 г. М.: РУДН, 2020. С. 143–148. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44472101_99840371.pdf, свободный.
19. Марченко Т.В. Культурный ресайклинг советского в интернет-мемах: лингвосемиотическая интерпретация // Гуманитарные и юридические исследования. 2022. Т. 9, № 3. С. 505–518. URL: https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.17.
20. Озерова Е.Г. Прецедентное имя как отражение духовности в русской поэтической прозе // Вестн. ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. С. 78–82.
21. Ли Х. Прецедентные феномены из мультфильмов в интертекстуальном тезаурусе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2022. 24 с.
22. Амири Л.П. Средства визуальной актуализации как графосемантическая разновидность языковой игры в креолизованных текстах рекламной коммуникации // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, № 2. С. 30–36.
23. Дмитриева А.В. Прецедентные имена в российской политической рекламе: репрезентация ценностных эталонов и культурных символов // Вопросы ономастики. 2021. Т. 18, № 2. С. 177–195.
24. Марченко Т.В. Прецедентность в дискурсах медиапространства: к проблеме исследования вербальных и невербальных феноменов // Гуманитарные и юридические исследования. 2021. № 2. С. 143–150. URL: https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.2.20.
25. Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург: Урал. гос. пед ун-т, 2013. 194 с.
26. Нахимова Е.А. О классификации и дифференциации видов прецедентных феноменов в политической коммуникации // Политическая лингвистика. 2018. № 1 (67). С. 41–46.
27. Дмитриева А.В., Голомидова М.В. Прецедентные имена исторических деятелей и реалий в поликодовых видеотекстах российской и французской политической рекламы: коммуникативно-прагматический аспект // Научный диалог. 2019. № 8. С. 25–40. URL: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-8-25-40.
28. Шпар Е.В., Ризяпова Э.М. Прецедентные вербальные, вербально-визуальные и визуальные феномены в креолизованных текстах «Антивирусной» социальной рекламы // Теория и практика языковой коммуникации: Материалы XIV Междунар. науч.- метод. конф. Уфа: Уфимский гос. авиац. техн. ун-т, 2022. С. 235–248.
29. Радбиль Т.Б., Помазов А.И. Прецедентные феномены как средство создания аттрактивности в поликодовом тексте Интернета // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Серия 2: Языкознание. 2020. Т. 19, № 1. С. 140–154. URL: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.1.12.
30. Гуторенко Л.С. Прецедентность в креолизованных текстах комического характера в современной интернет-коммуникации (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3-3 (69). С. 82–85.
31. Герасимова С.А. Поликодовость «распашного титула» французской Энциклопедии XVIII века (фронтиспис и титульный лист) // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 1. С. 88–95. URL: https://doi.org/10.21209/1996-7853-2018-13-1-88-95.
32. Андреева Н.Н., Серова Е.А. Роль изобразительного материала в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся художественного вуза // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Журнал науч. публикаций. 2017. № 04 (апрель), часть VII. С. 7–9.
33. Мардиева Л.А., Щуклина Т.Ю. «Текстовое насилие» (формирование корпуса прецедентных визуальных текстов) // Филология и культура. Philology and Culture. 2020. № 1 (59). С. 224–229. URL: https://doi.org/10.26907/2074-0239-2020-59-1-224-229.
34. Ворошилова М.Б. Мультипликационные герои в современной политической карикатуре // Актуальные проблемы современной культуры. 2013. С. 37–42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multiplikatsionnye-geroi-v-sovremennoy-politicheskoykarikature, свободный.
35. Ворошилова М.Б. Образ Винни-Пуха в современной российской политической карикатуре // Лабиринт: Журнал соц.-гуманит. исследований. 2013. № 4. С. 116–125.
36. Бабикова М.Р., Ворошилова М.Б. Контекстные прецедентные феномены как способ репрезентации националистических идей // Политическая лингвистика. 2017. № 6 (66). С. 58–63.
37. Вольская Н.Н. Прецедентные вербально-визуальные феномены как основа историографии в «Теребенёвской азбуке» – первой политической карикатуре в России // Медиаскоп: Электронный науч. журнал. 2015. № 3. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25070995_46904122.pdf, свободный.
38. Детинко Ю.И., Григорьев Р.И. Интерпретация прецедентных визуальных образов в британском политическом дискурсе // Вестн. Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1, № 1. С. 22–28.
39. Дмитриева А.В. Прецедентные имена инокультурных реалий в дискурсе российской политической рекламы // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Тематический выпуск: Многомерность дискурса. 2021. № 1. С. 32–47. URL: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-32-47.
40. Дмитриева А.В. Роль прецедентных имен в трансляции антиценностей в текстах российской политической рекламы // Политическая лингвистика. 2021. № 3 (87). С. 74–86. URL: https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_07.
41. Иванова Е.А. Образ современной Европы в политической карикатуре // Политическая лингвистика. 2018. № 4 (70). С. 77–86. URL: https://doi.org/10.26170/pl18-04-08.
42. Григорьев Р.И. Прецедентные образы художественной литературы в креолизованных текстах (на материале британского политического дискурса) // Современные проблемы литературоведения, лингвистики и коммуникативистики глазами молодых ученых: традиции и новаторство. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2019. С. 205–210.
43. Shkurko V.Ju., Mardieva L.A., Shchuklina T.Yu., Chudinov A.P. Poster images in a new linguistic and extralinguistic context // Amazonia Investiga. 2018. V. 7, No 12. P. 320–324.
44. Кондратюк К.А., Ронина Е.А. Прецедентные визуальные образы американского кинематографа как основа интернет-мемов // Молодёжь третьего тысячелетия: Сб. науч. ст. XLII регион. студ. науч.-практ. конф., Омск, 2018 г. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2018. С. 1032–1036.
45. Черняк В.Д., Ли Х. «Баба-яга против»: прецедентные феномены из мультфильмов в политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2020. № 4 (82). С. 68–76. URL: https://doi.org/10.26170/pl20-04-08.
46. Пикулева Ю.Б. Прецедентный культурный знак в современной телевизионной рекламе: лингвокультурологический анализ: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003. 22 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мардиева Л.А. Визуальная прецедентность как объект лингвистических исследований: современное состояние и перспективы развития. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2023;165(3):19-32. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.19-32
For citation:
Mardieva L.A. Visual Precedence As a Subject of Linguistic Research: Current State and Development Prospects. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2023;165(3):19-32. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.19-32