Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Специфика речевого развития детей с РАС: нейропсихологический подход

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.119-135

Аннотация

Для реализации приоритетного направления развития образования в России – формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у детей – необходимо проведение научных исследований с использованием современных диагностических технологий, направленных на углубление знаний об особенностях детей с нарушенным развитием, и преимущественно это касается детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В настоящем исследовании на основании анализа отечественного нейропсихологического инструментария была обоснована возможность и необходимость применения российских методик нейропсихологической диагностики при изучении речевых особенностей детей с РАС. Представлены результаты анкетирования 20 родителей детей, посещающих специальный (коррекционный) детский сад КФУ «МЫ ВМЕСТЕ», с целью анализа данных об их речевом развитии начиная с раннего возраста. Проведен эксперимент по изучению речевого развития 20 детей 4-6 лет с применением нейропсихологического инструментария: игровых тестовых заданий в структуре основных сфер – социальной, когнитивной, двигательной (моторной), нейродинамической и регуляторной; анализа результатов их обработки и беседы с детьми и их родителями. Значимость исследования заключается в интерпретации результатов, способствующих внедрению нейропсихологического подхода в диагностику речевых нарушений у детей дошкольного возраста с РАС, для дальнейшего выстраивания специалистом коррекционно-образовательного маршрута.

Об авторах

И. А. Нигматуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Нигматуллина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС»

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008



Э. А. Садретдинова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Садретдинова Эльвира Азгамовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, заведующая специальным (коррекционным) детским садом для детей с
расстройствами аутистического спектра «МЫ ВМЕСТЕ»

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008



А. О. Юдина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Юдина Александра Олеговна, учитель-дефектолог специального (коррекционного) детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра «МЫ ВМЕСТЕ», лаборант-исследователь научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» 

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008



Е. Д. Юрикова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Юрикова Екатерина Денисовна, учитель-логопед специального (коррекционного) детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра «МЫ ВМЕСТЕ»

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008



С. Н. Комарова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Комарова Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики специального образования, учитель-логопед специального (коррекционного) детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра «МЫ ВМЕСТЕ»

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008



Список литературы

1. Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю., Романова А.А. Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 2. С. 84–95.

2. Гуткевич Е.В., Пустовая А.В., Шушпанова О.В., Челышева Л.В., Симашкова Н.В. Клинико-нейропсихологические особенности церебральной организации подкорковых структур в развитии психических расстройств аутистического спектра у детей // Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 120–141. URL: https://doi.org/10.17759/cpse.2022110305.

3. Nigmatullina I.A., Gorobets E.A., Gamirova R.G., Mukhamedshina Y.O., Yarmakeev I.E. A comprehensive model of neuropsychological and speech assessment for children with ASD // ARPHA Proc. 2022. No 5. P. 1227–1238. URL: https://doi.org/10.3897/ap.5.e1227.

4. Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. № 2 (47). С. 8–16.

5. Антонова Е.Ю., Токарева И.Ф. О сущности и соотношении понятий «детский аутизм» и «расстройства аутистического спектра» // Развитие профессионализма. 2018. № 2 (6). С. 14–18.

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.

7. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Российское педагогическое агентство; Когито-центр, 1998. 128 с.

8. Costa C.H., Molini-Avejonas D.R. Development of speech therapy app for parents // CoDAS. 2020. V. 32, No 5. Art. e20190123. URL: https://doi.org/10.1590/2317-1782/20202019123.

9. Sundberg M.L. The benefits of Skinner’s analysis of verbal behavior for children with autism // Behav. Modif. 2001. V. 25, No 5. P. 698–724. URL: https://doi.org/10.1177/0145445501255003.

10. Sundberg M.L.VB-MAPP Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program. A Language and Social Skills Assessment Program for Children with Autism or Other Developmental Disabilities: Guide. 2nd ed. AVB Press, 2008. 239 p.

11. Townsend E., Nielsen E., Allister R., Cassidy S.A. Key ethical questions for research during the COVID-19 pandemic // The Lancet Psychiatry. 2020. V. 7, No 5. P. 381–383. URL: https://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30150-4.

12. Wolff G.S., Garcia de Goulart B.N. Parents’ perception about communication disorders in childhood // J. Hum. Growth Dev. 2013. V. 23, No 2. P. 177–183. URL: https://doi.org/10.7322/jhgd.61293.0.

13. Глозман Ж.М., Соболева А. Е., Титова Ю.О. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста: в 3 ч. М.: АЙРИС-пресс, 2022.

14. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. 136 с.

15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997. 227 с.

16. Низамеева Л.Ф. Теоретический анализ нейропсихологического сопровождения детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях ресурсной группы // Актуальные исследования. 2021. № 12 (39). С. 77–79.


Рецензия

Для цитирования:


Нигматуллина И.А., Садретдинова Э.А., Юдина А.О., Юрикова Е.Д., Комарова С.Н. Специфика речевого развития детей с РАС: нейропсихологический подход. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2023;165(3):119-135. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.119-135

For citation:


Nigmatullina I.A., Sadretdinova E.A., Yudina A.O., Yurikova E.D., Komarova S.N. Speech Development of Children with ASD: A Neuropsychological Approach. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2023;165(3):119-135. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.119-135

Просмотров: 403


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)