Особенности языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка (по результатам экспериментального исследования)
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.105-118
Аннотация
В статье описаны результаты изучения особенностей языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка. Предлагается использовать критерий вербальной эксплицированности как основной для разграничения языковой рефлексии и метаязыковой деятельности; с учетом данного критерия формулируются дефиниции данных терминов. В результате анализа ответов детей сделан вывод о том, что к языковой рефлексии в большей степени способны референциальные дети и дети из семей с высоким социокультурным статусом. Поскольку по результатам экспериментов значимые различия в особенностях языковой рефлексии девочек и мальчиков выявлены не были, возможно говорить только о тех или иных тенденциях, которые связаны с полом детей. Наименьшее количество проявлений языковой рефлексии обнаруживается у детей из семей с низким социокультурным статусом и у экспрессивных детей, следовательно, таким детям в первую очередь необходима помощь по развитию языковой рефлексии и ее предпосылок.
Об авторе
Т. А. ТрифоноваРоссия
Трифонова Татьяна Александровна, младший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории онтолингвистики
наб. реки Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191186, Р
Список литературы
1. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка. СПб.: Бионт, 1999. 64 с.
2. Цейтлин С.Н., Елисеева М.Б., Кузьмина Т.В., Галактионова Л.Н., Трифонова Т.А., Итальяни М.П. (Ташман). Дети о языке: метаязыковая деятельность и языковая рефлексия. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. 243 с.
3. Januschek F., Paprotte W., Rohde W. Zur Ontogenese sprachlicher Handlungen // Osnabrücker Beitr. Sprachtheor. 1979. H. 10. S. 37–69.
4. Wehr S. Was wissen Kinder über Sprache? Bern, Stuttgart, Wien: Haupt Verlag, 2001. 193 S.
5. Алпатов В.М. Языковая рефлексия у детей // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. Т. XIII, ч. 3. СПб.: Наука, 2017. С. 811–819.
6. Гридина Т.А. Метаязыковая рефлексия как форма лингвокреативного мышления ребенка // Проблемы онтолингвистики 2016: Материалы ежегодной междунар. науч. конф. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург. Иваново: Листос, 2016. С. 182–188.
7. Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 264 с.
8. Воробьева Т.А. К вопросу о разграничении метаязыковой деятельности и языковой рефлексии детей // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2020. № 196. С. 61–68. URL: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-196-61-68.
9. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 240 с.
10. Шмелева Т.В. Языковая рефлексия // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник Российской риторической ассоциации. 1999. Вып. 1(8). С. 108–110.
11. Любина Г.А. Почему же так называется? URL: http://dom-i-uyut.ru/2012/03/почемуже-так-называется/, свободный.
12. Елисеева М.Б. Игровые переименования в речи детей раннего возраста // Логопед в детском саду. 2007. № 2(17). С. 5–11.
13. Papandropoulou I., Sinclair H. What is a word? Experimental study of children’s ideas on grammar // Hum. Dev. 1974. № 1. P. 241–258. URL: https://doi.org/10.1159/000271348.
14. Гридина Т.А. «Своя игра»: ребенок в мире языка. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2015. 177 с.
15. Елисеева М.Б., Романенко В.Г. Типы толкований значений имен прилагательных детьми-инофонами и русскоязычными детьми // Начальная школа. 2014. № 6. С. 91–94
Рецензия
Для цитирования:
Трифонова Т.А. Особенности языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка (по результатам экспериментального исследования). Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2023;165(3):105-118. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.105-118
For citation:
Trifonova T.A. The Features of Linguistic Reflection in Children with Different Language Acquisition Strategies (Based on the Results of an Experimental Study). Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2023;165(3):105-118. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.105-118