Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

О роли генерализации в процессе онтогенеза темпорального дейксиса

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.79-90

Аннотация

В статье представлены результаты исследования процесса освоения детьми-дошкольниками темпорального дейксиса. Определены причины, по которым овладение дейксисом до определенного возраста вызывает затруднения. Выдвинуто предположение, что для понимания данного лингвистического феномена ребенок дошкольного возраста опирается на один из ключевых механизмов освоения языка – генерализацию. На основе проведенного эксперимента, а также анализа данных спонтанной речи детей проанализированы примеры проявления генерализации на разных этапах овладения темпоральным дейксисом. Рассматриваются примеры «ярлыкового» использования детьми темпоральных слов, смешения ассоциативных рядов и смешения антонимов, обозначения прошедшего и будущего времени одним темпоральным словом и др. На основе произведенного анализа сделан вывод, что генерализация способствует освоению детьми темпорального дейксиса. Она помогает ребенку дошкольного возраста понять семантику дейктических единиц и прийти к общепринятому использованию в речи дейктических слов.

Об авторах

Г. Р. Доброва
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Доброва Галина Радмировна, доктор филологических наук, профессор кафедры языкового и литературного образования ребенка 

наб. реки Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191186



О. И. Петелина
ГБДОУ Детский сад № 51 Калининского района
Россия

Петелина Ольга Игоревна, воспитатель детского сада

ул. Демьяна Бедного, д. 16, к. 3, г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Доброва Г.Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 492 с.

2. Доброва Г.Р. Русская грамматика и место исследований детской речи в ее изучении (на материале персонального дейксиса) // Russian Grammar: System – Usus – Variation / Ed. by Warditz V. Berlin: Peter Lang – GmbH Int. Verlag Wiss., 2021. V. 1. С.79–92.

3. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: Референциальные аспекты семантики местоимений / Отв. ред. В.А. Успенский. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 296 с.

4. Loveland K. Learning about points of view: Spatial perspective and the acquisition of ‘I/you’ // J. Child Lang. 1984. V. 11, No 3. P. 535–556. URL: https://doi.org/10.1017/S0305000900005948.

5. Dobrova G. The acquisition of spatial points of view as a cognitive prerequisite for the acquisition of deixis: Evidence from Russian children’s speech perception and production // Psychol. Lang. Commun. 1999. V. 3, No 2. P. 73–82.

6. Доброва Г.Р. Базовые и вспомогательные механизмы освоения языка в аспекте вариативности речевого онтогенеза // Acta Linguist. Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2017. Т. 13, № 3. С. 651–679.

7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 240 с.

8. Детская речь. Тексты, дневники, наблюдения. Вып. I (Учебные материалы) / Сост. М.Д. Воейкова, М.Б. Елисеева. СПб.: Образование, 1993. 143 с.

9. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. М.: Ин-т практической психологии, 1996. 184 с.

10. Елисеева М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. М.: Яз. слав. культуры, 2015. 344 с.

11. Дети о языке: метаязыковая деятельность и языковая рефлексия / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева, Т.В. Кузьмина, Л.Н. Галактионова, Т.А. Трифонова, М.П. Итальяни (Ташман). СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. 242 с.

12. Рыко А.И. Детство Хомы: Дневник научных наблюдений. СПб.: ИЛИ РАН, 2018. 288 с.

13. От двух до трёх: Дневниковые записи / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. СПб.: ТОО «Бионт», 1998. 158 с.


Рецензия

Для цитирования:


Доброва Г.Р., Петелина О.И. О роли генерализации в процессе онтогенеза темпорального дейксиса. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2023;165(3):79-90. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.79-90

For citation:


Dobrova G.R., Petelina O.I. On the Role of Generalization in the Process of Temporal Deixis Ontogenesis. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2023;165(3):79-90. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.79-90

Просмотров: 344


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)