Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Рецензируемый научный журнал "Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки" является официальным изданием Казанского федерального университета и издается в соответствии с федеральным законодательством о средствах массовой информации.

Учредитель и издатель – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", который также выступает одним из учредителей Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ).

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-41876 от 27 августа 2010 г.) и Международным центром регистрации мировой периодики (ISSN 2541-7738 (печатный вариант), ISSN 2500-2171 (электронный вариант)).

Подписной индекс 19421. 

Основная цель издания – публикация оригинальных и обзорных научных статей, посвященных исследованию актуальных проблем гуманитарных наук.

Журнал издается в печатной форме.

Рукописи статей, поступающие в редакцию, должны быть оформлены в соответствии с Правилами для авторов, разработанными редколлегией журнала.

Журнал включен в базы данных Ulrich's Periodicals DirectoryEBSCOERIH PLUSCentral and Eastern European Online LibraryDirectory of Open Access JournalsDirectory of Open Access Scholarly Resources (ROAD)Sherpa Romeo.

Опубликованные в журнале статьи индексируются системой Google Scholar.

Журнал придерживается политики открытого доступа (Open Access): в целях, не противоречащих действующему законодательству, все пользователи могут абсолютно свободно и бесплатно читать, загружать, копировать, передавать, а также ссылаться на публикуемые материалы в соответствии с принципами Будапештской инициативы открытого доступа (BOAI) и лицензией Creative Commons (CC BY, лицензия «С указанием авторства»).

Журнал предоставляет открытый доступ к полнотекстовым версиям всех отрецензированных статей сразу после их публикации (без периода «эмбарго»). Материалы рукописей, поступивших в редакцию на рассмотрение и не прошедших процедуру рецензирования или принятых к печати и еще не опубликованных в журнале, не размещаются в открытом доступе.

Полнотекстовые версии статей, публикуемых в журнале, доступны на сайте журнала, Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU, и библиотеки «Киберленинка».

Текущий выпуск

Том 167, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ РОССИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. К 80-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

7–16 44
Аннотация

В статье рассмотрен вопрос об участии Мордовской республиканской библиотеки в мероприятиях патриотической направленности и оказании помощи воинам Красной армии в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Основным источником для раскрытия темы послужили архивные документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия. Главной задачей исследования являлся анализ направлений работы учреждения, несвойственных библиотечной деятельности, среди которых мероприятия по освоению военно-оборонных знаний, овладению навыками противовоздушной и санитарной обороны группой самозащиты библиотеки, активное включение в кампанию по сбору теплых вещей для отправки на фронт. Приведены сведения о количестве средств, перечисленных коллективом в фонд обороны страны, а также на формирование танковой колонны и звена самолетов. Показаны формы сотрудничества учреждения с тыловыми частями и подразделениями Красной армии, с эвакогоспиталями, дислоцированными на территории Мордовской АССР. Преимущественно женский коллектив библиотеки, преодолевая трудности и лишения, справился с поставленными задачами. Его общий вклад в содействие мобилизации масс для борьбы с врагом был высоко оценен. После окончания Великой Отечественной войны часть сотрудников библиотеки была отмечена государственными наградами.

17-29 16
Аннотация

На сегодняшний день вследствие ограниченности источниковой базы отсутствует системное описание истории отечественного водного транспорта; выводы, полученные на основе анализа деятельности пароходств, распространяются на весь водный транспорт региона. Для проверки правомерности подобного подхода предпринята комплексная реконструкция состава флотов камских хозяйств Удмуртии. На первом этапе проводилась реконструкция судового состава и его эволюции на основе архивных фондов хозяйств, после чего для доказательства полноты полученного списка осуществлялась его верификация на основе данных Удмуртского статистического управления. Предлагаемая методика показала свою эффективность на примере реконструкции судового состава периода Великой Отечественной войны. Сделан вывод о невозможности распространения выводов, полученных только на основе данных по Камскому речному пароходству, на весь водный транспорт региона. Кроме того, выявлен ряд закономерностей в работе удмуртских хозяйств в военные годы. Поскольку они выполняли важные оборонные заказы, то с потерей Донбасса вынуждены были перейти на альтернативные энергоносители (дрова и торф), которые приходилось возить за 30–40 км, что придавало флоту стратегическую важность. В результате мобилизация судового состава в удмуртских хозяйствах отсутствовала, а численность флота к концу войны даже незначительно возросла. Также для увеличения эффективности использования имевшихся ресурсов производилась рокировка судов даже между хозяйствами разных наркоматов.

30–42 16
Аннотация

Статья посвящена проблеме подготовки боевых резервов для Красной армии в годы Великой Отечественной войны. На основе архивных источников Северной Осетии рассмотрены мероприятия по реализации всеобщего венного обучения в регионе. Материалы фондов Центрального государственного архива и Государственного архива новейшей истории Республики Северная Осетия- Алания дают возможность изучить исторический опыт подготовки без отрыва от производства обученных военных резервов для Красной армии в условиях военного времени. Особое внимание уделено особенностям практической реализации всеобщего военного обучения в отдельных районах Северо-Осетинской АССР. Представленный материал позволяет дать оценку качеству военной подготовки призывного контингента в Северной Осетии в первые годы войны, развитию учебной материальной базы всеобщего военного обучения, пути решения организационных вопросов, роли и значению всевобуча в подготовке боевого резерва для фронта. Источниковая база и имеющаяся историография по теме исследования дают возможность определить трудности и недостатки в работе по реализации всеобщего военного обучения, способы их устранения. Сделан вывод о том, что в годы Великой Отечественной войны партийно-государственному аппарату удалось не только мобилизовать призывной контингент на подготовку высококвалифицированных кадров для Красной армии, но и организовать массовое всеобщее военное обучение, позволившее в короткие сроки подготовить боевые резервы для Красной армии.

43-52 25
Аннотация

Тегеранская конференция имела колоссальное значение для решения задач военного времени, а также для формирования послевоенного мирового порядка. В статье изучены обстоятельства встречи лидеров трех государств, которая ознаменовала собой точку бифуркации в системе международных отношений. Системный подход к анализу международных реалий предполагает понимание того, что манифестация глобальных международных отношений в первой половине ХХ в. проходила в два этапа: после окончания Первой, а потом и Второй мировой войны. Отмечается, что Тегеранская конференция стала своего рода символическим мостом при переходе от нестабильной Версальско-вашингтонской системы с ее неэффективной Лигой Наций к биполярной системе международных отношений. Подчеркнута важность создания ООН, функционирующей и сегодня. Сделан вывод о значимости изучения истории подготовки конференций союзных держав и дипломатии Второй мировой войны для понимания специфики краеугольных исторических событий, которые не только заложили фундаментальные основы международных отношений ХХ в., но и оказывают влияние на современную мировую политику. Раскрыта сложность вопросов организации Тегеранской конференции. Отмечена роль Советского Союза в выборе места проведения Тегеранской конференции, а также в обеспечении безопасности на встрече глав государств.

ИСТОРИЯ РОССИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ XIX–XX ВЕКОВ

53-66 15
Аннотация

В статье рассмотрена деятельность Каюма Насыри в качестве преподавателя татарского языка в православных духовных учебных заведениях Казани в 1855–1870 гг. Микросекулярное общество, в котором оказался татарский просветитель, с одной стороны, ограничивало его контакты с традицион- ным мусульманским сообществом, вывело из сферы «общественного контроля» его религиозные практики и повседневную жизнь, с другой – сформировало новый круг общения в рамках учебно-методических и научных интересов. Находясь в системе православного религиозного образования, К. Насыри в своем быту сохранял целостность мусульманского религиозного уклада. Однако в условиях отсутствия традиционного конфессионального окружения происходило определенное снижение его религиозной активности. Благодаря самоотверженной научно-педагогической работе и товарищеской помощи представителей русской и татарской интеллигенции К. Насыри состоялся как ученый-языковед, этнограф и исследователь-методист. Именно в этом микросекулярном обществе сформировались контуры его просветительской программы. Активно изучая научную литературу, знакомясь с периодической печатью и общаясь с казанскими преподавателями-тюркологами и востоковедами, К. Насыри стал одним из представителей высокообразованной отечественной интеллигенции.

67-77 27
Аннотация

В настоящей статье исследовано историко-культурное наследие татарского ученого и просветителя второй половины XIX в. Каюма Насыри (1825–1902) в преддверии 200-летия со дня его рождения. Раскрывается роль письменных источников как основного объекта наследия, через который сохраняется память о просветителе. Особое внимание уделено вопросу формирования традиции памятования Каюма Насыри начиная с 20-х годов ХХ в. Изучена проблема установления точной даты рождения Каюма Насыри. Хотя в юбилейной практике за основу был принят 1825 г., анализ архивных источников, таких как паспорт ученого (1898 г.) и ревизские сказки (1858 г.), позволяет предположить, что реальная дата рождения может быть ближе к 1828–1829 гг. Подобные расхождения подчеркивают необходимость дальнейшего изучения биографии ученого. Юбилейная практика, связанная с фигурой К. Насыри, становится важным инструментом сохранения его наследия, способствуя популяризации его вклада в науку и образование. Сделан вывод о том, что, несмотря на разночтения в документах, коммеморации, связанные с 1825 г., сформировали устойчивую традицию, благодаря которой фигура Каюма Насыри закрепилась как символ татарской культуры и истории.

78-90 26
Аннотация

В настоящей статье исследована предпринимательская деятельность купцов-старообрядцев Казанской губернии в XIX – начале XX в. Определены сферы промышленности (а именно – мукомольное и сталелитейное производство), в развитии которых предприниматели-староверы принимали активное участие в обозначенный хронологический период. Выявлено, что старообрядцы преимущественно арендовали существующие казенные предприятия или строили новые мельницы и заводы; также выделены ключевые купеческие династии (Оконишниковы, Шамовы, Романовы и др.), которые добились значительных успехов благодаря рациональному управлению, использованию передовых технологий и поддержке собственных общин. Проанализированы социальные аспекты: условия труда на предприятиях, создание больничных касс для рабочих, а также противоречия между религиозными принципами старообрядцев и их деловой практикой. Сделан вывод о том, что, несмотря на трудности (бюрократические препятствия при аренде предприятий, ограниченность транспортной инфраструктуры и зависимость от местных ресурсов), купцы-старообрядцы Казанской губернии принимали активное участие в промышленной модернизации региона во второй половине XIX – начале XX в., ориентируясь на те сферы промышленности, которые не требовали значительных транспортных затрат и базировались на местных ресурсах.

91-102 28
Аннотация

В настоящей статье раскрывается проблема влияния татарских новометодных медресе на становление казахской образовательной системы. На основе проблемно-хронологического подхода рассмотрен процесс становления и развития образования у тюркских народов Российской империи в динамике качественных и количественных изменений. В результате исследования выявлено, что до революции медресе на территории городов Казахской степи были в своем большинстве татарскими, построенными на деньги татарских предпринимателей, и именно в них в свое время училась бóльшая часть образованных казахов. Татарские медресе стали примером для организации собственной казахской образовательной системы. В начале ХХ в. по образцу татарских медресе стали открывать и казахские новометодные образовательные учреждения.

103-121 28
Аннотация

В настоящей статье рассмотрены научно-исследовательские портреты представителей церковно-исторической школы Казанской духовной академии XIX столетия, которые продолжали свою деятельность и за ее пределами, а именно в Императорском Казанском университете. Отмечается, что главным показателем сложившейся церковно-исторической школы являются развитие и преемственность научно-исследовательской традиции в работах по истории Церкви. Представлен анализ не исследованной ранее научной деятельности профессоров и преподавателей кафедры церковной истории в указанный период. Особое внимание уделено их вкладу в развитие церковной историографии и исследование религиозных течений и культурных аспектов православия. Деятельность каждого из ученых рассмотрена в контексте ее научной направленности, изучены ключевые темы и проблемы, которым они посвятили свои труды. Упомянуты также их ключевые работы обозначенного периода, обобщены их взгляды и подходы к изучению церковной истории, в научный оборот введены новые источники.

122-142 28
Аннотация

Настоящее исследование является продолжением авторских публикаций, посвященных профессору математики Казанского университета Николаю Николаевичу Парфентьеву. В статье освещены его деятельность на посту декана физико-математического факультета в послереволюционные годы и роль в организации учебного и научного процесса в первые десятилетия советской власти. Уделено внимание работе профессора по сохранению и развитию математической школы университета, подготовке празднования 100-летия геометрии Н.И. Лобачевского, образованию НИИ математики и механики при КГУ. Рассмотрены вопросы организации поездки Н.Н. Парфентьева в заграничную научную командировку в 1928 г. Привлечение архивных документов, ряда опубликованных источников, воспоминаний современников позволяет рассмотреть разнообразную деятельность Н.Н. Парфентьева по развитию высшего физико-математического образования в СССР. В статье опубликованы фотографии из Музея истории Казанского университета и семейного архива Т.Ю. Мираковой.

143-153 26
Аннотация

В настоящей статье исследуется взаимодействие контор Торгсина Среднего Поволжья (Татарской и Средне-Волжской) с местными партийными властями. На основе впервые вводимых в научный оборот архивных документов вышеупомянутых контор определен круг вопросов, по которым происходило обозначенное взаимодействие. Вводимые в научный оборот источники также позволяют выявить способы давления руководства контор на местные власти с целью достижения собственных целей. На примере конфликтов, возникавших между руководством контор Торгсина и местных властей, показаны понимание руководством контор значения торгово-скупочной деятельности Торгсина в деле мобилизации ценностей и валюты и готовность отстаивать ведомственные интересы контор. Сделан вывод о противоречивом характере взаимодействия контор Торгсина с местными партийными властями, который объясняется тем, что конторы, находясь в зависимости от местных властей, в то же время могли оказывать давление на них через Правление Торгсина и вышестоящие партийные власти.

154-166 30
Аннотация

Статья посвящена анализу вклада пионерской организации в преодоление безграмотности в татарских школах в 20–30-е годы ХХ в. в Татарской АССР. В условиях сложной политической и социальной обстановки, вызванной революционными изменениями и экономическими трудностями, пионерские организации стали важным инструментом в борьбе с безграмотностью среди молодежи. Рассмотрены ключевые инициативы и реализованные пионерами программы, направленные на повышение уровня образования и вовлечение детей в учебный процесс. Особое внимание уделено обсуждению социалистического договора, который способствовал улучшению показателей образования и активизации работы пионерских отрядов. Исследование основано на анализе не изучавшихся ранее материалов Государственного архива Республики Татарстан. Сделан вывод о том, что активная деятельность пионеров внесла значительный вклад в ликвидацию безграмотности и помогала созданию условий для полноценного образования татарской молодежи в изучаемый период.

167-178 26
Аннотация

В статье рассмотрена роль религиозного (конфессионального) фактора в процессе формирования и поддержания этнокультурной идентичности азербайджанцев, проживающих в Республике Татарстан. Исследование основано на качественном подходе, включающем анализ теоретических источников и эмпирических данных, полученных в ходе проведения полевого исследования. Эмпирическую основу составили глубинные интервью с представителями разных поколений изучаемой группы, материалы включенного наблюдения на религиозных и семейных мероприятиях, а также контент-анализ публикаций этнических медиаресурсов. Предпринята попытка выявить ключевые механизмы, посредством которых религиозные практики, преимущественно связанные с шиитской традицией ислама, влияют на культурную самоидентификацию азербайджанцев в многонациональной и многоконфессиональной среде Татарстана. Уделено внимание анализу способов проявления религиозной принадлежности в повседневной жизни, семейных и общинных обрядах, а также в практиках межэтнического взаимодействия. Полученные в ходе исследования данные могут свидетельствовать о том, что религиозная принадлежность играет значимую роль не только в сохранении и трансформации традиционных обычаев и культурных традиций внутри этнической группы, но и в организации повседневного социального взаимодействия. Также подчеркивается важность конфессионального фактора, определяющего специфику межгрупповой коммуникации, в формировании отношений азербайджанского сообщества с другими этноконфессиональными группами Республики Татарстан.

ИСТОРИЯ РОССИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ИСТОРИОГРАФИЯ

179-192 37
Аннотация

В статье рассмотрена проблема саморефлексии украинской советской историографии периода перестройки. С одной стороны, это было время расцвета советской марксистской историографии, а с другой – начало ее деструкции, завершившейся массовым отказом исследователей от марксистской парадигмы. Отправной точкой исследования является реконструкция представлений авторов фундаментального издания «Историография истории Украинской ССР», в котором отразились общие закономерности развития историографических изысканий в УССР, их состояние на историческом переломе. Данный труд увидел свет в начальный период развертывания политики гласности и поэтому сразу устарел, став символом ушедшей эпохи. Дальнейшее развитие историографии было тесно связано с социально-экономическими, политическими и национальными процессами, запущенными перестройкой. Особое внимание уделено исследованиям, посвященным историографии домонгольского периода истории восточных славян и проблеме воссоединения Украины с Россией, поскольку обозначенные вопросы были на тот момент менее идеологизированы и ревизионистские процессы здесь протекали более естественно, чем при изучении проблем новой и новейшей истории Украины. Сделан вывод о том, что и в указанной области украинскими историками за несколько лет был проделан огромный путь от восприятия себя неотъемлемой частью советской марксистской историографии до осознания национальной особости, что явилось не столько следствием естественной эволюции, сколько результатом внешнего воздействия со стороны общественных трансформаций, запущенных перестройкой.

193-206 20
Аннотация

В статье рассмотрена журнальная полемика Н.И. Кареева и Л.З. Слонимского, развернувшаяся в 1883 г. на страницах российских журналов в связи с публикацией Н.И. Кареевым монографии «Основные вопросы философии истории» по подготовленной им к защите докторской диссертации. В названной работе были представлены оригинальные положения относительно иерархии наук, природы законов истории, формулы «прогресса». В настоящем исследовании раскрыты некоторые новые антропологические контексты полемической ситуации, значимые для реконструкции причин существенного расхождения ценностных представлений Н.И. Кареева и Л.З. Слонимского об устройстве исторического процесса и месте человека в нем. Сделан вывод о том, что по отношению к идее и теории нации как значимых теоретических составляющих идейных исканий интеллектуалов изучаемой эпохи публицист и историк не только базируются на принципиально различном личном опыте, аналитической и риторической традициях, но и находятся на разных уровнях метарефлексии, ставя перед собой и существенно различающиеся цели теоретизирования.

207-215 37
Аннотация

В настоящей статье в научный оборот вводится письмо, полученное Н.И. Кареевым от коллеги, историка-новиста Н.И. Радцига в январе 1931 г. Отмечается, что данное письмо, сохранившееся в личном фонде Н.И. Кареева в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ), стало последним в переписке ученых. Н.И. Кареев и Н.И. Радциг поддерживали общение на протяжении длительного времени, оба являлись выпускниками Московского университета и учениками выдающегося историка В.И. Герье. Кроме того, важное место в научных работах Н.И. Кареева и Н.И. Радцига занимала история Франции, ставшая точкой пересечения их исследовательских интересов. Однако помимо профессиональной коммуникации ученые также поддерживали личное общение, о чем свидетельствуют документы личного фонда Н.И. Кареева:  записные книжки историка и материалы переписки.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.