Историко-культурное наследие Каюма Насыри: вопросы хронологии и формирование юбилейной практики
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.67-77
Аннотация
В настоящей статье исследовано историко-культурное наследие татарского ученого и просветителя второй половины XIX в. Каюма Насыри (1825–1902) в преддверии 200-летия со дня его рождения. Раскрывается роль письменных источников как основного объекта наследия, через который сохраняется память о просветителе. Особое внимание уделено вопросу формирования традиции памятования Каюма Насыри начиная с 20-х годов ХХ в. Изучена проблема установления точной даты рождения Каюма Насыри. Хотя в юбилейной практике за основу был принят 1825 г., анализ архивных источников, таких как паспорт ученого (1898 г.) и ревизские сказки (1858 г.), позволяет предположить, что реальная дата рождения может быть ближе к 1828–1829 гг. Подобные расхождения подчеркивают необходимость дальнейшего изучения биографии ученого. Юбилейная практика, связанная с фигурой К. Насыри, становится важным инструментом сохранения его наследия, способствуя популяризации его вклада в науку и образование. Сделан вывод о том, что, несмотря на разночтения в документах, коммеморации, связанные с 1825 г., сформировали устойчивую традицию, благодаря которой фигура Каюма Насыри закрепилась как символ татарской культуры и истории.
Ключевые слова
Об авторе
Д. А. ХабибуллинаРоссия
Хабибуллина Дина Амировна, соискатель Института татарской энциклопедии и регионоведения
г. Казань
Список литературы
1. Гайнетдин М. Каюм Насыйри: шәхес һәм иҗат // Насыйри Каюм. Сайланма әсәрләр: 4 т. Казан: Татар. кит. нәшр., 2003. Т. 1. Б. 3–9.
2. Иванова Т.Н. Юбилейные коммеморативные практики и развитие университетологии (на примере Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова) // Запад-Восток. 2018. № 11. С. 152–160.
3. Шуб М.Л. Современные коммеморативные практики: образовательный и воспитательный потенциал // Челябинский гуманитарий. 2016. № 3 (36). С. 80–87.
4. Булыгина Т.А., Кожемяко Т.Н. Историческая память и юбилеи в России в XX–XXI веках // История и историческая память. 2012. Т. 6. № 6. С. 63–76.
5. Романовская Е.В., Фоменко Н.Л. Идентичность и коммеморация // Власть. 2015. № 7. С. 81–84.
6. Хасаншина Л. «Желая открыть торговлю книгами» (Документы о Каюме Насыри в фондах НА РТ) // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2010. № 3/4. С. 217–221.
7. Хабибуллина Д.А. Деятельность Каюма Насыри в православных религиозных учебных заведениях Казани // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2023. № 1. С. 45–54.
8. Шафигуллина Р.Ф., Хайрутдинов А Г. Наследие выдающегося татарского ученого-энциклопедиста Каюма Насыри в свете восточной и западной научной парадигмы // Вестн. Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2018. № 1. С. 63–90.
9. Шайдаева Л.Н. Идейно-эстетические и структурные особенности «Фаваких аль-джуласа» Каюма Насыри // Вестн. Чуваш. ун-та. Гуманит. науки. 2009. № 4. С. 336–339.
10. Арсланов М. Спектакль «Каюм Насыри» на сцене Татарского академического театра им. Г. Камала // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2013. № 3–4. С. 248–255.
11. Гилазев З.З. Музей Каюма Насыри: основные этапы деятельности // Научный Татарстан. 2020. № 3. С. 73–75.
12. Мухаметшин Д.Г. Татарские эпиграфические памятники. Региональные особенности и этнокультурные варианты. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2008. 132 с. (Археология евразийских степей; вып. 6).
Рецензия
Для цитирования:
Хабибуллина Д.А. Историко-культурное наследие Каюма Насыри: вопросы хронологии и формирование юбилейной практики. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(2):67-77. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.67-77
For citation:
Khabibullina D.A. Kayum Nasyri’s historical and cultural heritage: chronological problems and the evolution of anniversary commemorations. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2025;167(2):67-77. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.67-77