Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Вклад пионерской организации в преодоление безграмотности в татарских школах в 20–30-е годы ХХ века

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.154-166

Аннотация

Статья посвящена анализу вклада пионерской организации в преодоление безграмотности в татарских школах в 20–30-е годы ХХ в. в Татарской АССР. В условиях сложной политической и социальной обстановки, вызванной революционными изменениями и экономическими трудностями, пионерские организации стали важным инструментом в борьбе с безграмотностью среди молодежи. Рассмотрены ключевые инициативы и реализованные пионерами программы, направленные на повышение уровня образования и вовлечение детей в учебный процесс. Особое внимание уделено обсуждению социалистического договора, который способствовал улучшению показателей образования и активизации работы пионерских отрядов. Исследование основано на анализе не изучавшихся ранее материалов Государственного архива Республики Татарстан. Сделан вывод о том, что активная деятельность пионеров внесла значительный вклад в ликвидацию безграмотности и помогала созданию условий для полноценного образования татарской молодежи в изучаемый период.

Об авторе

И. И. Шайдуллин
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Шайдуллин Ильнур Ильмирович, аспирант кафедры отечественной истории и архивоведения, старший преподаватель кафедры алтаистики, тюркских и центральноазиатских исследований

г. Казань



Список литературы

1. Ахметова А.Р. Ликвидация религиозного образования в Татарстане в постреволюционной трансформации культурных традиций татарского народа (по материалам Национального архива РТ) // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. 2013. № 2. С. 140–143.

2. Ахмеров З.С. Н.К. Крупская и народное образование в многонациональном Среднем Поволжье. Казань: Таткнигоиздат, 1968. 146 с.

3. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии (1917–1940 гг.). Казань: Тат. кн. изд-во, 1975. 204 с.

4. Майофис М.Л., Кукулин И.В. Советская система образования и производство социальных идентичностей в 1920-е – начале 1940-х годов // Шаги/Steps. 2015. № 1. С. 40–45.

5. Войнаровская Ю.В., Войнаровский О.В. Ликвидация безграмотности в годы становления советской власти (на материалах малых городов Поволжья) // Вестн. ОмГПУ. Гуманит. исследования. 2015. № 2 (6). С. 50–52.

6. Голуб Ю.Г., Поздняков А.Н. Большевики и педагогическая общественность в первые месяцы советской власти // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. Сер.: История. Международ. отношения. 2005. № 1–2. С. 29–36.

7. Помелов В.Б. «Мы пионеры советской страны. Нас – миллионы...». К столетию Всесоюзной пионерской организации в СССР // Историко-педагогич. журн. 2022. № 3. С. 10–30.

8. Меркулов П.А. Комсомол в системе молодежных общественных организаций 1920-х гг. // Вестн. РУДН. Сер.: История России. 2017. Т. 16. № 1. С. 49–58. https://doi.org/10.22363/2312-8674-2017-16-1-49-58.

9. Пинаева Д.А. Практики интернационального воспитания в контексте формирования советской идентичности в позднесоветский период (на материалах Татарской АССР) // Вестн. Удмурт. унта. Сер.: История и филология. 2022. Т. 32. № 6. С. 1251–1262. https://doi.org/10.35634/2412-9534-2022-32-6-1251-1262.

10. Орлова Л.Н., Цыганкова Е.А. Пионерские форпосты: исторический опыт становления и развития структуры детской общественной организации // Учен. зап. ОГУ. Сер.: Гуманит. и социальн. науки. 2020. № 3 (88). С. 10–15.

11. Малкин И.И., Носов С.С., Яруллин Ш.К. Марш пионерии Татарстана: Очерки истории пионерского движения Татар. АССР. Казань: Татар. кн. изд-во, 1973. 184 с.

12. Даутов В.М. Славны пионерии дела. Казань: Таткнигоиздат, 1964. 40 с.

13. Лелюхин С.В. Учитель и власть: эволюция профессиональных требований в 1920– 1930 годы // Семиотические исследования. Semiotic studies. 2023. Т. 3. № 1. С. 64–71. https://doi.org/10.18287/2782-2966-2023-3-1-64-71.


Рецензия

Для цитирования:


Шайдуллин И.И. Вклад пионерской организации в преодоление безграмотности в татарских школах в 20–30-е годы ХХ века. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(2):154-166. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.154-166

For citation:


Shaidullin I.I. The role of the Pioneer Organization in struggling against illiteracy in Tatar schools during the 1920s and the 1930s. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2025;167(2):154-166. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.154-166

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)