Мусульманин в микросекулярном обществе: К. Насыри – преподаватель православных духовных учебных заведений Казани (1855–1870 годы)
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.53-66
Аннотация
В статье рассмотрена деятельность Каюма Насыри в качестве преподавателя татарского языка в православных духовных учебных заведениях Казани в 1855–1870 гг. Микросекулярное общество, в котором оказался татарский просветитель, с одной стороны, ограничивало его контакты с традицион- ным мусульманским сообществом, вывело из сферы «общественного контроля» его религиозные практики и повседневную жизнь, с другой – сформировало новый круг общения в рамках учебно-методических и научных интересов. Находясь в системе православного религиозного образования, К. Насыри в своем быту сохранял целостность мусульманского религиозного уклада. Однако в условиях отсутствия традиционного конфессионального окружения происходило определенное снижение его религиозной активности. Благодаря самоотверженной научно-педагогической работе и товарищеской помощи представителей русской и татарской интеллигенции К. Насыри состоялся как ученый-языковед, этнограф и исследователь-методист. Именно в этом микросекулярном обществе сформировались контуры его просветительской программы. Активно изучая научную литературу, знакомясь с периодической печатью и общаясь с казанскими преподавателями-тюркологами и востоковедами, К. Насыри стал одним из представителей высокообразованной отечественной интеллигенции.
Об авторе
И. К. ЗагидуллинРоссия
Загидуллин Ильдус Котдусович, доктор исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра исламоведческих исследований
г. Казань
Список литературы
1. Гайнетдин М. Каюм Насыйри: шәхес һәм иҗат // Насыйри Каюм. Сайланма әсәрләр: 4 т. Казан: Татар. кит. нәшр., 2003. Т. 1. Б. 3–9.
2. Хайрутдинов А.Г. Мифтах аль-Кур’ан: первый в мусульманском мире конкарданс Корана // Ислам в современном мире. 2016. Том 12. № 1. С.57–76.
3. Рәхим Г. Каюм Насыйриның тәрҗемәи хәле // Рухи мирас: эзләнүләр һәм табышлар = Духовное наследие: поиски и открытия / Редкол.: И.Г. Гомәров (проект җит. һәм җавап. мөх.), З.З. Рәмиев, А.М. Ахунов; төзүчеләр: Л.Ш. Гарипова, Г.М. Ханнанова. Казан: ТӘҺСИ, 2020. Б . 42–81.
4. Хабибуллина Д.А. Деятельность Каюма Насыри в православных религиозных учебных заведе ниях // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2023. № 1. С. 34–43.
5. Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа (из истории русско-татарских педагогических связей). Казань, 1968. 136 с.
6. Салахов М.М. Востоковедение в Казанской духовной академии во второй половине XIX – начале ХХ века. Миссионерский аспект // Minbar. Islamic Studies. 2009. Т. 2, № 2. С. 144–155. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-2-144-156.
7. Липаков Е.В. Казанская духовная семинария: историч. очерк. Казань: Центр инновац. технол., 2007. 131 с.
8. Хасаншина Л.Ж. «Желая открыть торговлю книгами» (документы о Каюме Насыри в фондах НА РТ) // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2010. № 3/4. С. 217–221.
9. Харлампович К.В. П.П. Масловский и его переписка с Н.И. Ильминским (материалы для истории рус. миссии) // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. Т. XXIII. Вып. 2. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1907. С. 67–109.
10. Опалев С.А. Критика теории секуляризма в теории рационализма // Религиоведческие исследования. 2010. № 3/4. С. 170–189.
11. Рәхим Г. Насыйриның тәрҗемәи хәленә гыйлавә // Рухи мирас: эзләнүләр һәм табышлар = Духовное наследие: поиски и открытия / Редкол.: И.Г. Гомәров (проект җит. һәм җавап. мөх.), З.З. Рәмиев, А.М. Ахунов; төзүчеләр: Л.Ш. Гарипова, Г.М. Ханнанова. Казан: ТӘҺСИ, 2020. Б. 81–88.
12. Каримуллин А.Г. Издательская деятельность Каюма Насыри и проект газеты «Таң йолдызы» // Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыйри / Отв. ред. Я.Г. Абдуллин. Казань: ИЯЛИ, 1976. С. 175–183.
13. Синелина Ю.Ю. Церковь и интеллигенция. Мифы и реальность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 4 (110). С. 61–70.
14. Синелина Ю.Ю. О характере процесса секуляризации в России // Вопр. философии. 2002. № 12. С. 220–227.
15. Синелина Ю.Ю. О циклах изменения религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в. – 1917 г.) // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 88–96.
16. Гали М. Каюм Насыйриның кулъязма мирасы // Каюм Насыйри. 1825–1945. Тууына 120 ел тулуга багышланган гыйльми сессия материалары / Җаваплы редактор Ш.А. Рамазанов. Казан: Татгосиздат, 1948. Б. 119–130.
17. Загидуллин И.К. К вопросу отпадения крещеных татар Казанской губернии в мусульманство 1866 года // Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода / Отв. ред. С.Х. Алишев. Казань: ИЯЛИ, 1990. С. 66–78.
18. Кононов А.Н. История изучения тюркских языков в России. Дооктябрьский период. Л.: Наука, 1972. 272 с
19. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана. Казань: КГПУ, 1998. 307 с.
Рецензия
Для цитирования:
Загидуллин И.К. Мусульманин в микросекулярном обществе: К. Насыри – преподаватель православных духовных учебных заведений Казани (1855–1870 годы). Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(2):53-66. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.53-66
For citation:
Zagidullin I.K. Muslim in a micro-secular society: K. Nasyri as a teacher at Orthodox theological schools in Kazan (1855–1870). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2025;167(2):53-66. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.53-66