ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
В статье рассматриваются вопросы формирования целей современной правовой процессуальной политики России. Внимание автора акцентируется на методологическом обеспечении исследовательской деятельности в рассматриваемой сфере. Для всестороннего и комплексного изучения целей правовой процессуальной политики методологическое значение имеют: проблема классификации ценностей на абсолютные и относительные, соотношение категорий «правовой процесс» и «юридический процесс», расстановка приоритетов и задач тактических и стратегических целей, конституционно-правовая доктрина защиты прав и свобод граждан и многое другое, что требует сосредоточения внимания теоретического правоведения на проблемах концепции правовой процессуальной политики России. При этом доминирующими целями будут являться те, на регламентацию которых ориентировано публичное или частное право, исходя из предназначения данных институтов.
В настоящем исследовании рассмотрены вехи (этапы) возникновения и развития норм о крайней необходимости в российском законодательстве, в том числе уголовном; проведен историко-правовой анализ законодательства с особым вниманием к процессам, повлиявшим на развитие института крайней необходимости. Предложена условная периодизация трансформации указанных норм в виде закономерной разбивки по ряду критериев. Подчеркнута актуальность крайней необходимости и обоснованность ее наличия в действующих нормах Уголовного кодекса России. В качестве понятийного аппарата автором была выработана общая терминология. Сделан вывод о том, что в современном понимании в развитии юридической мысли и толковании уголовно-правовых канонов указанных периодов некоторые памятники права были, по сравнению с другими, более прогрессивны. При анализе юридической и законодательной техники, использованной «законодателем указанного периода» при конструировании положений актов, автором в качестве особенности отмечено размещение норм по видам преступления.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Статья посвящена правовому регулированию использования искусственного интеллекта (ИИ) в сфере публичной власти. Обозначены признаки искусственного интеллекта, риски его использования в публичной сфере, особенности функционирования. Систематизированы программные и стратегические документы, посвященные внедрению искусственного интеллекта в Российской Федерации. Показаны перспективы построения цифрового государства. Выделены наиболее перспективные сферы публичной власти, в которых искусственный интеллект мог бы реализовывать свои технические возможности, не подменяя при этом в полном объеме функции должностного лица (цифровой контролер, цифровой судья, цифровой следователь). Представлены различия «слабого ИИ» как технического помощника, инструмента для принятия решения самим должностным лицом, и «сильного ИИ» – полноценного субъекта публичных правоотношений, обусловливающего его специальную правосубъектность. В статье подчеркивается, что появление новых технологий стало причиной эволюции государственного аппарата. Количественные изменения, связанные с повсеместным внедрением различных алгоритмов при решении текущей управленческой деятельности, перерастают в качественные: меняются базовые правила реализации публичных полномочий органами государства.
В настоящей статье рассмотрены принципы поведения, которые обязаны соблюдать госслужащие в Российской Федерации и приверженцы ислама. Проведен сравнительный анализ принципов поведения государственного служащего и мусульманина в соответствии с законодательством Российской Федерации и канонами ислама. Отмечается, что любая религия утверждает общечеловеческие ценности, выстраивает соответствующую модель поведения человека ради блага общества. Сделан вывод о том, что социальные нормы поведения не зависят ни от правовой системы, ни от правового статуса, ни от принадлежности к определенному сообществу, поскольку это обеспечивает справедливость и равенство в социуме, к которому принадлежит человек. Предложено законодательно закрепить требования к личностным качествам государственного служащего, создать современную методику их оценки с использованием информационных технологий, а также разработать локальный нормативный акт по организации деловых встреч, проведению мероприятий международного уровня. Автор обращает внимание на важность вектора, направленного на укрепление взаимодействия между Российской Федерацией и странами исламского мира.
В статье рассматриваются вопросы использования цифровых технологий во взаимоотношениях государства и личности. Проводится мысль о важности цифровой коммуникации для воздействия населения на работу государственного и муниципального аппарата. Такое воздействие представлено как стимулирование, способствующее повышению эффективности работы служащих. Делается вывод, что стимулирующее воздействие граждан и их объединений на деятельность органов управления отличается от стимулирующего воздействия государства на личность. Государство все активнее использует цифровую коммуникацию для установления более тесной связи населения с аппаратом управления.
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Существуют авторитетные мнения, что сегодня мы стоим на пороге принципиально новой системы правового понимания, юридического конструирования, нормативной формализации и государственного регулирования тех отношений и процессов, которые связываются с термином «финансовые инструменты». Но и сам этот термин остается многозначным и вызывающим дискуссии. Легальная его трактовка подвижна, юридическая практика применения неустойчива, теоретические конструкты разнородны до противоположности. В настоящей статье предпринята попытка в историческом ракурсе проследить связь современного состояния вопроса с представлениями дореволюционных русских ученых. Действительно, в научных трудах того времени встречаются важные мысли, обоснованные логические конструкции, обобщения зарубежного опыта, новые идеи, во многом ставшие базисом для развития права и законодательства в последующие периоды, вплоть до современности. Особое внимание уделено научному наследию Г.Ф. Шершеневича как одной из наиболее заметных фигур классической русской юриспруденции, чья жизнь была тесно связана с Казанским университетом. Думается, что воззрения этого ученого отразили не только узкий частноправовой, но и комплексный подход, связывая юридические формы явлений с их социальной, экономической, рыночной сущностью. Есть основания говорить и о том, что многие концептуальные аспекты исследуемых категорий (в нашем случае – финансовых инструментов) находят отражение в современных экономических и правовых моделях.
В статье раскрыто содержание принципа добросовестности в семейном праве России. Автором анализируются основные элементы добросовестности, присущие семейным отношениям, как имущественного, так и неимущественного характера. Принцип добросовестности в семейном праве не исследован в юридической науке в достаточной степени, поскольку традиционно он считался одним из основных принципов гражданского права. В статье делается попытка выявить содержание принципа добросовестности, отражающее специфику семейного права как отрасли, и особенности реализации добросовестности в имущественных и неимущественных семейных отношениях. Как оценочное понятие добросовестность в семейном праве раскрывается через ее толкование, выработанное в судебной практике при непосредственном применении принципа добросовестности, отмечено отличие добросовестности как принципа семейного права от ее содержания в гражданском праве, а также приведены примеры применения принципа добросовестности при рассмотрении семейных споров судами.
В данной статье выдвинут тезис о том, что гражданско-правовые способы, установленные законодательством для регулирования отношений, вытекающих из договора проката, сами по себе, в отрыве от деятельности субъектов соответствующего общественного отношения, какой-либо социально-экономической ценности для этих субъектов не представляют. Подобное положение дел определяет актуальность настоящего исследования, в котором раскрывается механизм действия гражданско-правовых средств, применяемых в договоре проката. Кроме того, в рамках настоящего исследования автором предпринимается попытка анализа отдельных аспектов, связанных с формой заключения договора проката и влиянием формы договора на возможность обеспечения его исполнения.
Статья посвящена характеристике механизма правовых стимулов и ограничений, обеспечивающих организацию и осуществление инвестиционной деятельности в сфере строительства. Существующее гражданско-правовое регулирование строительных отношений в России не рассчитано на кризисные фазы экономики. При этом конструкции гражданско-правовых договоров строительного подряда и иных связанных с ним договоров содержат наиболее общие алгоритмы решения текущих строительных задач, не предусматривая правовых форм для регламентации отношений в условиях существенного изменения обстоятельств, вызванных глобальными событиями (санкциями, иными односторонними мерами принудительного характера). Настоящее исследование призвано рассмотреть перспективы усовершенствования правового регулирования отношений в строительной сфере, акцентируя внимание на создании удобных и гибких договорно-правовых средств обеспечения экономических связей субъектов.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
На основе анализа норм УК РФ и уголовно-правовых научных источников формулируются выводы относительно необходимости совершенствования уголовно-правового регулирования в сфере назначения наказания и способов решения дискуссионных вопросов, существующих в доктрине. Пленум Верховного Суда Российской Федерации излагает в постановлениях свои представления по возникающим проблемам. В работе поддерживается и анализируется концепция, в рамках которой общие начала назначения наказания характеризуются как совокупность предписаний, регламентирующих назначение наказания независимо от вида, характера и тяжести совершенного виновным преступления. Подчеркивается, что данный свод не ограничивается ст. 60 Уголовного кодекса Российской Федерации, а заключает в себе предписания, конкретизирующие ее положения. Другую совокупность требований составляют веления, регламентирующие правила и порядок назначения отдельных видов наказаний, а также его специфику при особых формах преступной деятельности.
Целью данной статьи является поиск направления совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с организованной преступной деятельностью через анализ проблем терминологического и понятийного аппарата преступных формирований. Методологической основой являются диалектический, сравнительно-правовой, системно-структурный и формально-юридический методы. В результате исследования выявлено, что несовершенство законодательной техники при регламентации уголовной ответственности за создание преступных объединений, руководство ими и участие в них обусловлено тем, что, по существу, одинаковые объективные признаки деяния обозначаются различными понятиями, трактовка которых в Уголовном кодексе Российской Федерации не всегда соответствует их семантике. В статье мы предлагаем все преступные формирования именовать единым термином – преступные объединения, приведя, таким образом, терминологию к общему знаменателю. Изложен критический взгляд на мнения о выведении преступных объединений за рамки института соучастия в преступлении.
ISSN 2500-2171 (Online)