Как судьба философии в России нашла выражение в творчестве представителей казанской университетской философии
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.4.7-27
Аннотация
Настоящая статья посвящена казанской университетской философии в контексте истории философии в России, особенностей и основных тенденций развития последней. Рассмотрен вопрос об эквивалентности понятий «история философии в России» и «история русской философии» (в качестве примера при этом берутся «истории» и «очерки» по отечественной философии известных в этой области исследования авторов: А.И. Введенского, М.Н. Ершова, Б.В. Яковенко, Н.О. Лосского, В.В. Зеньковского и других). Установлено, что названные понятия могут рассматриваться как тождественные и взаимозаменяемые, и в этом случае «история русской философии» понимается в широком смысле. Однако между ними можно увидеть и смысловые различия. При рассмотрении в узком смысле содержанию понятия «русская философия» приписываются некие коренные специфические черты, характеризующие ее как видовой признак на всем протяжении ее истории и образующие ее единство. Некоторые авторы в последнем случае склонны трактовать определенные течения философии, возникшие в России, как инородное тело, как образования, чуждые «духу русской философии». Рассматривается вопрос об особенностях русской философии, в том числе и о правомерности обозначенных попыток обструкции некоторых ее проявлений. Особо отмечается важная роль, которую играла в ее истории (прежде всего в культивировании философского интереса и созидании почвы для чисто философской работы) университетская философия. В указанном ключе рассмотрена и казанская университетская философия.
Об авторе
Ф. Ф. СеребряковРоссия
Серебряков Фаниль Фагимович, кандидат философских наук, доцент кафедры общей философии
ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008
Список литературы
1. Бобров Е.А. О понятии бытия. Учение Г. Тейхмюллера и А.А. Козлова. Казань: Типолит. Императ. ун-та, 1898. 76 с.
2. Борис Валентинович Яковенко / Под ред. А.А. Ермичёва. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 550 с.
3. Яковенко Б.В. История русской философии / Пер. с чеш. М.Ф. Солодухиной. М.: Республика, 2003. 509 с.
4. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии // Левицкий С.А. Трагедия свободы: избранные произведения. М.: Астрель, 2008. C. 529–842.
5. Стейла Д. Идея «русской философии» как элемент коллективной идентичности. Исторический очерк // Соловьёвские исследования (Solov’evskie issledovaniya). 2011. Вып. 4 (32). С. 41–55.
6. Ершов М.Н. Влияние личности философа на философское построение (из книги «Введение в философию») // На переломе: Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. С. 103–106.
7. Карпов В.Н. Введение в философию. СПб.: Тип. И. Глазунова и К0, 1840. VIII, 136 с.
8. Борзова Е.П. Николай Онуфриевич Лосский: философские искания. СПб.: СПбКО, 2008. 130 с.
9. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Интеллигенция в России / Сост., коммент. Н. Казаковой. М.: Мол. гвардия, 1991. С. 24–42.
10. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова. 1955. 296 с.
11. Михайловский А.В., Штёкль К., Хоружий С.С. Интервью с Сергеем Хоружим об истории и современном состоянии отечественной религиозной мысли // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. № 1. С. 169–181. https://doi.org/10.17323/10.17323/2587-8719-2021-1-169-181.
12. Павлов А.Т. Было ли в России в начале XX века религиозно-философское возрождение? // Вопросы философии. 2004. № 9. С. 163–168.
13. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Сов. писатель, 1991. 480 с.
14. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 591 с.
15. Ивановский В.Н. Методологическое введение в науку и философию. Минск: Белтрестпечать, 1923. Т. 1. XLII, [2], 239 с.
16. Корнблатт Д.Д. Вечный жид: Лев Шестов и русская религиозная мысль // Русская литература ХХ века: исслед. амер. ученых / Ред. Б. Аверин, Э. Нитраур. СПб.: ПетроРИФ: Санкт-Петербург. гос. ун-т, 1993. С. 46–57.
17. Шестов Л. Афины и Иерусалим. М.: РИПОЛ классик, 2017. 414 с.
18. Морева Л.М. Лев Шестов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 85 с.
19. Жильсон Э. Философ и теология. М.: Гнозис, 1995. 189 с.
20. Стейла Д. Наука и революция: рецепция эмпириокритицизма в русской культуре (1877–1910 гг.) / Пер. с итал. М.: Акад. Проект, 2013. 363 с.
21. Ершов М.Н. Философское будущее России (из книги «Пути развития философии в России») // На переломе: Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. С. 112–119.
22. Зеленогорский Ф.А. О методах исследования и доказательства. М.: РОССПЭН, 1998. 318 с.
23. Ивановский В.Н. Герцен как социалист // Образование. Журнал литературный и общественно-политический. 1907. № 2. С. 37–57.
24. Шопенгауэр А. Об университетской философии // Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений Артура Шопенгауэра: в 4 т. / В пер. и под ред. Ю.И. Айхенвальда. М.: Изд. Д.П. Ефимова: Тип. Вильде, 1903. Т. 3. С. 123–173.
Рецензия
Для цитирования:
Серебряков Ф.Ф. Как судьба философии в России нашла выражение в творчестве представителей казанской университетской философии. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(4):7-27. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.4.7-27
For citation:
Serebryakov F.F. The fate of philosophy in Russia as reflected in the works of Kazan University philosophers. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(4):7-27. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.4.7-27