Магноцеллюлярная теория патогенеза дислексии: трудности восприятия движения или слабость М-клеток?
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.77-86
Аннотация
Патогенез дислексии имеет полифакторную природу, одной из теорий ее возникновения является магноцеллюлярная: дефицит зрительного гнозиса. Суть ее состоит в сложностях восприятия динамических стимулов у лиц с дислексией, что объясняется дефицитом М-пути зрения. Данная теория не нашла однозначного признания в научных кругах. Отмечается, что существующие разногласия, вероятно, связаны с некорректным выбором диагностических критериев. Проведенное айтрекинговое исследование, включающее в себя стимулы, различающиеся способом подачи, показало различие между функциями М-пути, ответственного за целостное восприятие объекта, и дорсального потока, обрабатывающего информацию о движении. Сделан вывод о том, что влияние состояния зрительного гнозиса на процесс чтения подтверждают корреляции с окулографическими данными и показателями понимания прочитанного. Однако для определения вклада состояния М-клеток в патогенез дислексии должны быть использованы стимулы, учитывающие не специфику движения, а пространственные и временные частоты.
Об авторе
А. А. ВагаповаРоссия
Алсу Азатовна Вагапова, исследователь НИЛ «Нейрокогнитивные исследования»
Список литературы
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
2. Livingstone M.S., Rosen G.D., Drislane F.W., Galaburda A.M. Physiological and anatomical evidence for a magnocellular defect in developmental dyslexia // Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A., 1991. V. 88, No 18. P. 7943–7947. https://doi.org/10.1073/pnas.88.18.7943.
3. Richlan F., Kronbichler M., Wimmer H. Functional abnormalities in the dyslexic brain: A quantitative meta-analysis of neuroimaging studies // Hum. Brain Mapp. 2009. V. 30, No 10. P. 3299–3308. https://doi.org/10.1002/hbm.20752.
4. Gabrieli J.D.E. Dyslexia: A new synergy between education and cognitive neuroscience // Science. 2009. V. 325. P. 280–283. https://doi.org/10.1126/science.1171999.
5. Григоренко Е.Л. Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследований // Психология. Журнал ВШЭ. 2010. Т. 7, № 4. С. 20–44.
6. Левашов О.В. Функциональная асимметрия магно- и парвоцеллюлярной систем (м и п) (фазической и тонической) при локальных поражения мозга и при дислексии: нейробиологический подход // Асимметрия. 2009. Т. 3, № 2. С. 73–98.
7. Giraldo-Chica M., Hegarty J.P., II, Schneider K.A. Morphological differences in the lateral geniculate nucleus associated with dyslexia // NeuroImage: Clin. 2015. V. 7. P. 830–836. https://doi.org/10.1016/j.nicl.2015.03.011.
8. Pammer K., Wheatley C. Isolating the M(y)-cell response in dyslexia using the spatial frequency doubling illusion // Vision Res. 2001. V. 41, No 16. P. 2139–2147. https://doi.org/10.1016/s0042-6989(01)00092-x.
9. Manning C., Hassall C.D., Hunt L.T., Norcia A.M., Wagenmakers E.-J., Snowling M.J., Scerif G., Evans N.J. Visual motion and decision-making in dyslexia: Reduced accumulation ofsensory evidence and related neural dynamics // J. Neurosci. 2022. V. 42, No 1. P. 121–134. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.1232-21.2021.
10. Johnston R., Pitchford N.J., Roach N.W., Ledgeway T. Visual perception in dyslexia is limited by sub-optimal scale selection // Sci Rep. 2017. V. 7, No 1. Art. 6593. https://doi.org/10.1038/s41598-017-06967-6.
11. Fischer B. Subitizing, dynamic vision, saccade and fixation control in dyslexia // Stein J., Kapoula Z. (Eds.) Visual Aspects of Dyslexia. Oxford: Oxford Univ. Press, 2012. P. 15–44. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199589814.003.0002.
12. Gori S., Seitz A.R., Ronconi L., Franceschini S., Fаcoetti A. Multiple causal links between magnocellular–dorsal pathway deficit and developmental dyslexia // Cereb. Cortex. 2016. V. 26, No 11. P. 4356–4369. https://doi.org/10.1093/cercor/bhv206.
13. Olulade O.A., Napoliello E.M., Eden G.F. Abnormal visual motion processing is not a cause of dyslexia // Neuoron. 2013. V. 79, No 1. P. 180–190. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2013.05.002.
14. Skottun C. The need to differentiate the magnocellular system from the dorsal stream in connection with dyslexia // Brain Cognit. 2015. V. 95. P. 62–66. https://doi.org/10.1016/j.bandc.2015.01.001.
15. Wright C.M., Conlon E.G. Auditory and visual processing in children with dyslexia // Dev. Neuropsychol. 2009. V. 34, No 3. pp. 330–355. https://doi.org/10.1080/87565640902801882.
Рецензия
Для цитирования:
Вагапова А.А. Магноцеллюлярная теория патогенеза дислексии: трудности восприятия движения или слабость М-клеток? Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):77-86. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.77-86
For citation:
Vagapova A.A. Magnocellular theory of dyslexia pathogenesis: Difficulties with motion perception or weakness of M-cells? Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):77-86. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.77-86
























