Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Дислексия как результат нарушения зрительной обработки при чтении

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.64-76

Аннотация

В настоящей статье рассмотрен процесс зрительного восприятия и анализа текста при чтении, начиная с самого нижнего уровня – оптики глаза и ее дефектов, влияющих на различимость букв при чтении. Также описаны следующие уровни обработки – зрительное внимание и движения глаз, включая управление саккадами и вергенцией глаз при бинокулярной наводке на строку текста. На уровне коры головного мозга охарактеризована работа дорзального и вентрального каналов, а также последствия нарушения работы дорзального канала для различимости букв в тексте. Показано, как нарушения на каждом из обозначенных уровней могут затруднить чтение и привести к дислексии. Обсуждаются известные зрительные теории возникновения дислексии, включая авторскую теорию асимметрии взаимодействия двух полушарий коры при зрительном узнавании и доминирования «гештальт-восприятия». В обсуждении поднят вопрос о необходимости объединения двух подходов к изучению дислексии – зрительного и фонологического.

Об авторе

О. В. Левашов
Brain&Body Development Centre
Вьетнам

Левашов Олег Вадимович, кандидат биологических наук, доцент, академический директор



Список литературы

1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с.

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. 330 с.

3. Peterson R.L., Pennington B.F. Developmental dyslexia // Annu. Rev. Clin. Psychol. 2015. V. 11. P. 283–307. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-032814-112842.

4. Cornelissen P.L., Hansen P.C., Kringelbach M.L., Pugh K.R. (Eds.) The Neural Basis of Reading. Oxford: Oxford Univ. Press, 2010. 368 p. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195300369.001.0001.

5. Кок Е.П. Зрительные агнозии: синдромы расстройств высших зрительных функций при одно сторонних поражениях височно-затылочной и теменно-затылочной области мозга / Предисл. О.В. Левашова. М.: URSS: ЛЕНАНД, 2021. 223 с.

6. Григоренко Е.Л., Эллиотт Дж. Чтение о чтении. Воронеж: Аист, 2012. 415 с.

7. Лакофф Дж., Нуньес Р. Откуда взялась математика: как разум во плоти создает математику // Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия / Ред. В.Ф. Спириднов, М.В. Фаликман. М.: РГГИ; ЯСК, 2012. С. 29–47.

8. Левашов О.В. Зрение, мозг, движение. М.: Далат: Союз-книга, 2021. 229 с.

9. Джордан И. Нарушение зрительного восприятия при дислексии. М.: МЦ «Невро-Мед», 2017. 24 с.

10. Ritchie S.J., Della Sala S., McIntosh R.D. Irlen colored overlays do not alleviate reading difficulties // Pediatrics. 2011. V. 128, No 4. P. e932–e938. https://doi.org/10.1542/peds.2011-0314.

11. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. 165 с.

12. Левашов О.В. Как научить ребенка читать, писать и преодолеть дислексию и дисграфию. М.: Союзкнига, 2023.130 с.

13. Stein J., Walsh V. To see but not to read; the magnocellular theory of dyslexia // Trends Neurosci. 1997. V. 20, No 4. P. 147–152. https://doi.org/10.1016/s0166-2236(96)01005-3.

14. Stein J. Visual contributions to reading difficulties: The magnocellular theory // Stein J., Kapoula Z. (Eds.) Visual Aspects of Dyslexia. Oxford: Oxford Acad., 2012. P. 171–198. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199589814.003.0011.

15. Stein J. Dyslexia: The role of vision and visual attention // Curr. Dev. Disord. Rep. 2014. V. 1, No 4. P. 267–280. https://doi.org/10.1007/s40474-014-0030-6.

16. Galaburda A.M., Sherman G.F., Rosen G.D., Aboitiz F., Geschwind N. Developmental dyslexia: Four consecutive patients with cortical anomalies // Ann. Neurol. 1985. V. 18, No 2. P. 222–233. https://doi.org/10.1002/ana.410180210.

17. Livingstone M.S., Rosen G.D., Drislane F.W., Galaburda A.M. Physiological and anatomical evidence for a magnocellular defect in developmental dyslexia // Proc Natl Acad Sci USA. 1991. V. 88, No 18. P. 7943–7947. https://doi.org/10.1073/pnas.88.18.7943.

18. Facoetti A., Franceschini S., Gori S. Role of visual attention in developmental dyslexia // Verhoeven L., Perfetti C., Pugh K. (Eds.) Developmental Dyslexia across Languages and Writing Systems. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2019. P. 307–326. https://doi.org/10.1017/9781108553377.014.

19. Vogel A.C., Miezin F.M., Petersen S.E., Schlaggar B.L. The putative visual word form area is functionally connected to the dorsal attention network // Cereb. Cortex. 2012. V. 22, No 3. P. 537–549. https://doi.org/10.1093/cercor/bhr100.

20. Pammer K. Temporal sampling in vision and the implications for dyslexia // Front. Hum. Neurosci. 2014. V. 7. Art. 933. https://doi.org/10.3389/fnhum.2013.00933.

21. Ward L.M., Kapoula Z. Differential diagnosis of vergence and saccade disorders in dyslexia // Sci. Rep. 2020. V. 10, No 1. Art. 22116. https://doi.org/10.1038/s41598-020-79089-1.

22. Газзанига М. Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии / Пер. с англ., под ред. А. Якименко. М.: ACT: CORPUS, 2017. 368 с.

23. Vidyasagar T., Pammer K. Dyslexia: A deficit in visuo-spatial attention, not in phonological processing // Trends Cognit. Sci. 2010. V. 14, No 2. P. 57–63. https://doi.org/10.1016/j.tics.2009.12.003.

24. Русецкая М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 20 с.


Рецензия

Для цитирования:


Левашов О.В. Дислексия как результат нарушения зрительной обработки при чтении. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):64-76. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.64-76

For citation:


Levashov O.V. Dyslexia as a result of impaired visual processing while reading. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):64-76. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.64-76

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)