Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Характеристика трудностей письма и чтения у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.39-50

Аннотация

В настоящей статье рассмотрены существующие в современной науке и практике подходы к выявлению трудностей письма и чтения, присущих учащимся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Несмотря на тот факт, что младшие школьники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на современном этапе развития инклюзивного образования не выделяются в особую нозологическую группу лиц с ограниченными возможностями здоровья, для повышения эффективности обучения этой группы детей необходимо понимать и учитывать причины и механизмы присущих им учебных трудностей. Показаны возможности нейропсихологического подхода к анализу обнаруживаемых у детей с СДВГ ошибок письма и чтения, приведена типология встречающихся ошибок. Анализ представленных случаев из практики учителя-логопеда, в том числе с привлечением катамнестических сведений, показывает важность вопроса о структуре дефекта и выявлении механизма возникновения ошибок письма у детей с СДВГ для организации и реализации логопедического воздействия. Необходимо продолжение изучения трудностей письма и чтения у младших школьников с СДВГ, включая сбор и статистический анализ данных о частоте встречаемости различных типов ошибок.

Об авторе

А. С. Володина
Московский педагогический государственный университет
Россия

Володина Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии



Список литературы

1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция / А.Р. Агрис, А.А. Алмазова, Т.А. Алтухова и др.; под общ. ред. О.А. Величенковой. М.: ЛОГОМАГ, 2018. С. 76–95.

2. Гайнетдинова Д.Д., Скоромец А.П., Крюков Е.Ю. Нарушения нервно-психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: клинические наблюдения // РМЖ. 2022. № 8. С. 66–71.

3. Демьянчук Р.В., Волошенюк Т.П. Дети с СДВГ: научный обзор проблемы и методические ориентиры обучения // Психолого-педагогические вопросы современного образования. Чебоксары: Среда, 2024. С. 146–167. https://doi.org/10.31483/r-110346.

4. Елецкая О.В., Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников: рабочая программа / Под науч. ред. О.Н. Тверской. М.: Редкая птица, 2018. 72 с.

5. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Юрайт, 2025. 274 с.

6. Заваденко Н.Н., Макушкин Е.В., Гайнетдинова Д.Д., Колоколов О.В., Малинина Е.В., Антипенко Е.А., Сагутдинова Э.Ш., Халецкая О.В., Дмитриев А.В., Маслова Н.Н., Машин В.В., Пантелеева М.В. Терапия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей: результаты многоцентрового рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого клинического исследования // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022. Т. 122, № 11. С. 62–68. https://doi.org/10.17116/jnevro202212211162.

7. Руководство («коробочное решение») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан / Руководство для педагогов, психологов и родителей / С.В. Алехина, Е.Э. Артемова, Е.В. Бочкина и др. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 207 с.

8. Суворинова Н.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков: возможности современной терапии // Педиатрия. Consilium Medicum. 2018. № 3. С. 99–106. https://doi.org/10.26442/2413-8460_2018.3.99-106.

9. Нестеровский Ю.Е., Заваденко Н.Н., Шипилова Е.М. , Суворинова Н.Ю. Школьная дезадаптация в практике педиатра и невролога // Неврология и ревматология. Consilium Medicum. 2017. № 2-3. С. 28–33. https://doi.org/10.26442/2075-1753_19.2.3.28-33.

10. Халилова Л.Б., Володина А.С. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология. М.: Парадигма, 2013. 152 с.

11. Цыганкова Н.И. Психологические особенности младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2012. Т. 12, № 2. С. 5–14.

12. Abdelnour E., Jansen M.O., Gold J.A. ADHD diagnostic trends: Increased recognition or overdiag nosis? // Mo. Med. 2022. V. 119, No 5. P. 467–473.


Рецензия

Для цитирования:


Володина А.С. Характеристика трудностей письма и чтения у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):39-50. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.39-50

For citation:


Volodina A.S. Characteristics of writing and reading difficulties in elementary school students with attention deficit hyperactivity disorder. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):39-50. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.39-50

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)