Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Когнитивные предвестники развития детской грамматики по данным макартуровских опросников и case study

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.91-104

Аннотация

В статье рассмотрено развитие явлений, предшествующих формированию морфологического компонента языковой способности детей. Работа основана на анализе ответов родителей на вопросы «Теста речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения» (Макартуровского опросника). Были использованы данные 1037 опросников для детей в возрасте 18–36 мес. (550 девочек, 487 мальчиков). Второй тип анализируемых данных – дневниковые записи речи одного ребенка. Исследование подтвердило положение о приоритете когнитивного над языковым в развитии ребенка. Отмечается, что сначала у детей возникает интенция выразить некие идеи (об отсутствующем обладателе предмета, о предмете вне поля зрения, о будущем, о прошлом), а впоследствии они учатся выражать их с помощью языковых средств. Иерархия появления в речи ребенка высказываний указанных типов обусловлена не языковыми, а когнитивными факторами. Проще всего назвать отсутствующего в данный момент взрослого при виде его вещи. Высказывания об отсутствующих в поле зрения предметах или о ближайшем будущем появляются позже. Наиболее сложны (поскольку менее необходимы) высказывания о прошлом. Неморфологические способы выражения указанных смыслов постепенно заменяются морфологическими.

Об авторах

М. Б. Елисеева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой языкового и литературного образования ребенка

наб. реки Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191186



Е. А. Вершинина
Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН
Россия

Вершинина Елена Андреевна, старший научный сотрудник

наб. Макарова, д. 6, г. Санкт-Петербург, 199034



Список литературы

1. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. С. 143–207.

2. Fenson L., Marchman V.A., Thal D.J., Dale P.S., Reznick J.S., Bates E. MacArthur-Bates Communicative Development Inventories: User’s Guide and Technical Manual. Baltimor, London, Sydney: Brookes Publ. Co., 2007. 208 p.

3. Елисеева М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. М.: Языки славянских культур, 2015. 344 с.

4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.

5. Цейтлин С.Н. Семантическая категория посессивности в русском языке и ее освоение ребенком // Семантические категории в детской речи. СПб.: НесторИстория, 2007. 436 с.

6. Rescorla L. Overextensions in early language development // J. Child Lang. 1980. V. 7, No 2. P. 321–335. URL: https://doi.org/10.1017/S0305000900002658.

7. Hoek D., Ingram D., Gibson D. Some possible causes of children’s early word overextensions // J. Child Lang. 1986. V. 13, No 3. P. 477–494. URL: https://doi.org/10.1017/S0305000900006838.

8. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 143 с.

9. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 191 с.

10. Исенина Е.И. Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период. – М.: Юрайт, 2023. – 149 с.

11. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.

12. Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. М.: Изд. дом Нева, 2003. 816 с.

13. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Нормы усвоения грамматических категорий мальчиками и девочками раннего возраста (по данным Макартуровского опросника) // Специальное образование. 2020. № 1 (57). С. 120–135.

14. Елисеева М Б., Вершинина Е.А., Рыскина В.Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Иваново: ЛИСТОС, 2021. 80 с.

15. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Умеет ли ребенок отвечать на вопросы? (По материалам анализа Макартуровских опросников и case study) // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 189. С. 28–43.


Рецензия

Для цитирования:


Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Когнитивные предвестники развития детской грамматики по данным макартуровских опросников и case study. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2023;165(3):91-104. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.91-104

For citation:


Eliseeva M.B., Vershinina E.A. Cognitive Prerequisites for the Acquisition of Grammar in Children Based on the Materials of the MacArthur-Bates CDI and Case Study. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2023;165(3):91-104. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.91-104

Просмотров: 516


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)