Когнитивные предвестники развития детской грамматики по данным макартуровских опросников и case study
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.91-104
Аннотация
В статье рассмотрено развитие явлений, предшествующих формированию морфологического компонента языковой способности детей. Работа основана на анализе ответов родителей на вопросы «Теста речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения» (Макартуровского опросника). Были использованы данные 1037 опросников для детей в возрасте 18–36 мес. (550 девочек, 487 мальчиков). Второй тип анализируемых данных – дневниковые записи речи одного ребенка. Исследование подтвердило положение о приоритете когнитивного над языковым в развитии ребенка. Отмечается, что сначала у детей возникает интенция выразить некие идеи (об отсутствующем обладателе предмета, о предмете вне поля зрения, о будущем, о прошлом), а впоследствии они учатся выражать их с помощью языковых средств. Иерархия появления в речи ребенка высказываний указанных типов обусловлена не языковыми, а когнитивными факторами. Проще всего назвать отсутствующего в данный момент взрослого при виде его вещи. Высказывания об отсутствующих в поле зрения предметах или о ближайшем будущем появляются позже. Наиболее сложны (поскольку менее необходимы) высказывания о прошлом. Неморфологические способы выражения указанных смыслов постепенно заменяются морфологическими.
Об авторах
М. Б. ЕлисееваРоссия
Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой языкового и литературного образования ребенка
наб. реки Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191186
Е. А. Вершинина
Россия
Вершинина Елена Андреевна, старший научный сотрудник
наб. Макарова, д. 6, г. Санкт-Петербург, 199034
Список литературы
1. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. С. 143–207.
2. Fenson L., Marchman V.A., Thal D.J., Dale P.S., Reznick J.S., Bates E. MacArthur-Bates Communicative Development Inventories: User’s Guide and Technical Manual. Baltimor, London, Sydney: Brookes Publ. Co., 2007. 208 p.
3. Елисеева М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. М.: Языки славянских культур, 2015. 344 с.
4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
5. Цейтлин С.Н. Семантическая категория посессивности в русском языке и ее освоение ребенком // Семантические категории в детской речи. СПб.: НесторИстория, 2007. 436 с.
6. Rescorla L. Overextensions in early language development // J. Child Lang. 1980. V. 7, No 2. P. 321–335. URL: https://doi.org/10.1017/S0305000900002658.
7. Hoek D., Ingram D., Gibson D. Some possible causes of children’s early word overextensions // J. Child Lang. 1986. V. 13, No 3. P. 477–494. URL: https://doi.org/10.1017/S0305000900006838.
8. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 143 с.
9. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 191 с.
10. Исенина Е.И. Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период. – М.: Юрайт, 2023. – 149 с.
11. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.
12. Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. М.: Изд. дом Нева, 2003. 816 с.
13. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Нормы усвоения грамматических категорий мальчиками и девочками раннего возраста (по данным Макартуровского опросника) // Специальное образование. 2020. № 1 (57). С. 120–135.
14. Елисеева М Б., Вершинина Е.А., Рыскина В.Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Иваново: ЛИСТОС, 2021. 80 с.
15. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Умеет ли ребенок отвечать на вопросы? (По материалам анализа Макартуровских опросников и case study) // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 189. С. 28–43.
Рецензия
Для цитирования:
Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Когнитивные предвестники развития детской грамматики по данным макартуровских опросников и case study. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2023;165(3):91-104. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.91-104
For citation:
Eliseeva M.B., Vershinina E.A. Cognitive Prerequisites for the Acquisition of Grammar in Children Based on the Materials of the MacArthur-Bates CDI and Case Study. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2023;165(3):91-104. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.91-104