Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Каркас русской грамматики

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.67-78

Аннотация

В статье представлен обзор детской речевой системы на раннем этапе. Особенности такой системы – с её особым отношением к категории рода, упрощенными правилами формообразования и свободным словообразованием – можно назвать своего рода «каркасом» русской грамматики, который лежит в основе работы всего языкового механизма. Очерчена структура каркаса – искусственная модель, которая заостряет и доводит до логического завершения тенденции, свойственные детской речи на разных этапах освоения языка. Следуя правилам каркаса, дети иногда создают речевую продукцию, совершенно не соответствующую норме, но именно возможность опереться на твердые, пусть и упрощенные, правила позволяет ребенку справиться с освоением непростой грамматической системы русского языка. Правила каркаса следует принимать во внимание, проводя диагностику речевого развития. На него можно опираться при изучении русского как иностранного и при работе с билингвальными детьми.

Об авторе

Н. М. Введенская
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Введенская Наталия Михайловна, лаборант-исследователь Лаборатории онтолингвистики

Наб. р. Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 196084



Список литературы

1. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1963. Вып. 3. С. 143–343.

2. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика: Сб. ст. / Сост. А.М. Шахнарович. М.: Прогресс, 1984. С. 143–207.

3. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 c.

4. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: в 2 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. Т. 1. 268 с.

5. Елисеева М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: Ранние этапы. М.: Яз. слав. культуры, 2015. 344 с.

6. Воейкова М.Д. Становление имени: Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М.: Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2015. 352 с.

7. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. М.: Ленанд, 2019. 324 с.

8. Цейтлин С.Н., Чиршева Г.Н., Кузьмина Т.В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. СПб.: Златоуст, 2014. 140 c.

9. Введенская Н.М. Cредний род в речи монолингвов, билингвов-эритажников и инофонов: Данные эксперимента // Проблемы онтолингвистики-2022: Речевой мир ребенка (универсальные механизмы и индивидуальные процессы): Материалы ежегод. междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во «ВВМ», 2022. С. 140–146.

10. Corbett G. Gender typology // The Expression of Cognitive Categories. Berlin; Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2015. Vol. 6: The expression of gender. P. 87–130. URL: https://doi.org/10.1515/9783110307337.

11. Corbett G. Gender in Russian: An account of gender specification and its relationship to declension // Russ. Linguist. 1982. V. 6, No 2. P. 197–232.

12. Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей М.: Яз. слав. культуры, 2018. 264 с.

13. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.; М.; Харьков: Питер, 2003. 640 с.

14. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. М.: Владос, 2021. 240 c.

15. Гагарина Н.В. Формирование грамматических категорий вида и времени, лица и числа на ранних этапах речевого онтогенеза // Acta Linguist. Petropolitana: Труды Ин-та лингв. исследований. 2007. Т. 3, ч. 3. С. 7–65.

16. Елисеева М.Б. Когнитивные предвестники развития детской грамматики по материалам Макартуровского опросника и case study // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2023. Т. 165, кн. 3. С. 91–104.

17. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста // Логопед. 2005. № 4. С. 18–28.

18. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-пресс, 2007. 472 с.

19. Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Возрастная динамика понимания логико-грамматических конструкций у младших школьников и ее мозговые механизмы // Специальное образование. 2017. № 3. С. 15–31.

20. Цейтлин С.Н. U-shaped development при усвоении ребенком родного языка (анализ случаев мнимого регресса) // Материалы XXVII межвуз. науч.-метод. конф. преподавателей и аспирантов. / Отв. ред. В.Б. Касевич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. Вып. 13. С. 76–80.


Рецензия

Для цитирования:


Введенская Н.М. Каркас русской грамматики. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2023;165(3):67-78. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.67-78

For citation:


Vvedenskaya N.M. Russian Grammar Framework. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2023;165(3):67-78. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.67-78

Просмотров: 538


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)