Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Специфика грамматических ошибок туркменских учащихся при изучении русского языка как иностранного (на материале Русского учебного корпуса)

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.1.105-116

Аннотация

С учетом актуальности выявления и анализа типичных грамматических ошибок в речи иностранцев, изучающих русский язык, необходимо адаптировать учебный материал для более успешного освоения ими грамматики, разрабатывать более эффективные методики преподавания и подходы к преодолению грамматических трудностей. В настоящей статье систематизированы грамматические ошибки в русской речи разных категорий туркменских учащихся, определены возможные причины их возникновения. Основными методами исследования стали корпусный и статистический анализ, а также описательный метод, применяемый при анализе грамматических ошибок. Результаты исследования показали, что разметка грамматических ошибок в Русском учебном корпусе расширяет их типологию. Бóльшая часть выявленных морфологических ошибок обусловлена типологическими различиями русского и туркменского языков, в частности отсутствием в последнем грамматической категории рода и механизма согласования по роду, числу и падежу. Межъязыковая интерференция становится одной из основных причин грамматических ошибок в письменных работах, так как затрудняет процесс формирования грамматического строя речи и приводит к нарушению принципа коммуникативной целесообразности.

Об авторах

Е. В. Грудева
Череповецкий государственный университет
Россия

Елена Валерьевна Грудева, доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций

г. Череповец, 162600



С. А. Соловьева
Череповецкий государственный университет
Россия

Светлана Александровна Соловьева, доктор филологических наук, профессор кафедры социальных коммуникаций и медиа

г. Череповец, 162600



Список литературы

1. Ладыженская Т.А., Зельманова М.Н. Практическая методика русского языка: 5 кл. М.: Просвещение, 1995. 286 с.

2. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982. 128 с.

3. Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М.: Просвещение, 1978. С. 78–88.

4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Тула, М.: Родничок, АСТ, Астрель, 2003. 238 с.

5. Дейкина А.Д., Малявина Т.П. Школьное сочинение как основа коррекционной работы по орфографии и пунктуации // Рус. яз. в шк. 2011. № 8. С. 36–40.

6. Хавронина С.А., Крылова О.А. Обучение иностранцев порядку слов в русском языке. М.: Рус. яз., 1989. 99,[2] с.

7. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка // Начальная школа. 1986. № 9. С. 30–34.

8. Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. М., Л.: Просвещение, 1966. 134 с.

9. Арефьева С.А. Виды синтаксических ошибок в учебных изложениях и сочинениях // Рус. яз. в шк. 1998. № 3. С. 8–12.

10. Черемисин П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы // Рус. яз. в шк. 1973. № 2. С. 34–40.

11. Артеменко Н.А. Теория и методика обучения русскому языку. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 284 с.

12. Ахметзакиева Л.А. Совершенствование русской речи студентов-татар при изучении сложноподиненных предложений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. M., 1982, 17 с.

13. Байджанов Б. Туркменский язык. Ашхабад: Туркмен. изд-во, 2008. 164 с.

14. Богданова Е.С. Работа над грамматическими ошибками на уроках русского языка в старшей школе // Рус. яз. в шк. 2019. Т. 80, № 2. С. 26–30. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-26-30.

15. Весова Т.Н. Речевые и грамматические ошибки в итоговых сочинениях современных абитуриентов технического вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46). С. 27–29. URL: https://research-journal.org/archive/4-46-2016-april/rechevye-i-grammaticheskieoshibki-v-itogovyx-sochineniyax-sovremennyx-abiturientov-texnicheskogo-vuza, свободный. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.233.

16. Воителева Т.М. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся 5–9 классов на уроках русского языка: дис. … д-ра пед. наук. М., 2000. 339 с.

17. Балыхина Т.М, Игнатьева О.П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся. М.: Изд-во РУДН, 2006. 195 с.

18. Выренкова А.С., Полинская М.С., Рахилина Е.В. Грамматика ошибок и грамматика конструкций: «эритажный» («унаследованный») русский язык // Вопр. языкознания. 2014. № 3. С. 3–19.

19. Гасконь Е.А. Некоторые ошибки китайских студентов, связанные с влиянием ранее освоенных языков на изучение нового (русского как иностранного) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10-3 (64). С. 80–84.

20. Московкин Л.В. Оптимизация обучения иностранных студентов-нефилологов грамматическому аспекту русского языка: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 390 с.

21. Грамматика туркменского языка / Под ред. Н.А. Баскакова. Ашхабад: Ылым, 1970. Ч. 1. Фонетика и морфология. 503 с.

22. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: Рус. яз., 1984. 159 с.

23. Шмелёва Т.В. Международная конференция «Национальный корпус русского языка и проблемы гуманитарного образования» // Мир русского слова. 2007. № 1–2. С. 39.

24. Рахилина Е.В. О новых инструментах описания русской грамматики: корпус ошибок // Рус. яз. за рубежом (Симпозиум «Русская грамматика 4.0»: Лингвистика). 2016. № 3. С. 20–25.

25. Грудева Е.В., Бучилова И.А., Волкова Н.А. Корпусы ошибок: целевая аудитория, возможная архитектура корпуса // Вестн. Череповец. гос. ун-та. Филологич. науки. 2018. № 5. С. 63–72. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2018-5-86-7.

26. Lado R. Linguistics Across Cultures: Applied Linguistics for Language Teachers. Ann Arbor, MI: Univ. of Michigan Press, 1957. ix, 141 p.


Рецензия

Для цитирования:


Грудева Е.В., Соловьева С.А. Специфика грамматических ошибок туркменских учащихся при изучении русского языка как иностранного (на материале Русского учебного корпуса). Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(1):105-116. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.1.105-116

For citation:


Grudeva E.V., Soloveva S.A. Common grammatical errors made by Turkmen learners of Russian as a foreign language (insights from the Russian Learner Corpus). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2025;167(1):105-116. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.1.105-116

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)