Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Возможности взаимодействия глухих/слабослышащих и слышащих людей с использованием современных технологий

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.166-177

Аннотация

В статье предпринята попытка анализа коммуницирования глухих людей со слышащими при помощи приложений для распознавания речи. Основу исследования составили интервью с носителями русского жестового языка, использующими в процессе коммуникации отдельные приложения для распознавания звучащей речи, такие как Dragon NaturallySpeaking, VoiceNavigator, Roger Speech to Text, Ava Translator. Несмотря на невысокий уровень грамотности большинства респондентов, что объясняется особенностями образования глухих детей, они освоили гаджеты для более комфортного взаимодействия с носителями словесной речи. Потребность в приложениях по распознаванию речи объясняется, с одной стороны, нехваткой переводчиков русского жестового языка, с другой – разнообразием ситуаций, в которые попадают глухие в течение жизни. Однако отмечается, что многие из имеющихся приложений не находят применения у лиц с нарушением слуха: в большинстве случаев глухие люди обращаются к помощи переводчиков русского жестового языка. В результате исследования сделан вывод о необходимости усовершенствования приложений с учетом рекомендаций глухих людей. 

Об авторах

Т. Е. Ильичева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Татьяна Евгеньевна Ильичева, переводчик русского жестового языка, эксперт ЦОК по русскому
жестовому языку, старший преподаватель кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008



Э. Ф. Файзуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Эльмира Фоатовна Файзуллина, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры
прикладной и экспериментальной лингвистики

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008



Список литературы

1. Шамсутдинова Ю.Ф. Коммуникация с участием слышащих и глухих/слабослышащих людей: потенциал социальных медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 5. С. 54–76. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2020.5476.

2. Гриф М.Г. Разработка систем компьютерного сурдоперевода для глухих // Специальные образовательные условия и качество профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья: сб. тр. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Новосибирск, 29 сент. – 3 окт. 2015 г. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. С. 62–65.

3. Гриф М.Г., Мануева Ю.С. Система машинного сурдоперевода русского языка на основе сопоставления синтаксических и семантических конструкций // Актуальные проблемы электронного приборостроения (АПЭП–2016): тр. 13 междунар. науч.-техн. конф., Новосибирск, 3–6 окт. 2016 г.: в 12 т. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. Т. 9. С. 108–112.

4. Швейковская Г.Д. Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 124–127.

5. Методика преподавания русского языка в школе глухих / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.Е. Зыкова [и др.]; под редакцией Л.М. Быковой. М.: Владос, 2002. 396 c.

6. Зайцева Г.Л. Новый подход к обучению русскому языку глухих школьников // Жест и слово. Научные и методические статьи. М.: ВТИИ, 2006. С. 598–607.

7. Зайцева Г.Л. Понимание и воспроизведение глухими учащимися вечерних школ содержания текста, переданного жестовой речью // Жест и слово. Научные и методические статьи. М., 2006. С. 123–137.

8. Комарова А.А. Зачем изучать лингвистику РЖЯ // За жестовый язык-2 / Сост. А.А. Комарова, В.А. Паленный. М., 2023. С. 92–96.

9. Комарова А.А. Немного о русском языке и РЖЯ // За жестовый язык-2 / Сост. А.А. Комарова, В.А. Паленный. М., 2023. С. 103–107.

10. Паленный В.А. МГЛУ о жестовой поэзии // За жестовый язык-2 / Сост. А.А. Комарова, В.А. Паленный. М., 2023. С. 140–142.

11. Пичугин Я. Приоритеты жестового языка в школе // В едином строю. 2014. № 3. С. 24–25.

12. Жадан Л. О преподавании РЖЯ в РГГУ // За жестовый язык-2 / Сост. А.А. Комарова, В.А. Паленный. М., 2023. С. 192–197.

13. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Совет. спорт, 2004 (ППП Тип. Наука), 2004. 303 с.

14. Речицкая Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха. М.: МПГУ, 2017. 232 с.

15. Озтюрк Л.И., Файзуллина Э.Ф. Повышение речевой культуры носителей русского языка как ответ на вызовы современности // Современные исследования социальных проблем. 2022. Т. 14. № 4. С. 346–356. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2022-14-4-346-356.


Рецензия

Для цитирования:


Ильичева Т.Е., Файзуллина Э.Ф. Возможности взаимодействия глухих/слабослышащих и слышащих людей с использованием современных технологий. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(5):166-177. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.166-177

For citation:


Ilyicheva T.E., Fayzullina E.F. Enhancing the Interaction between Deaf/Hard of Hearing and Hearing People through the Use of Modern Technologies. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(5):166-177. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.166-177

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)