Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Языковая система ребенка на этапе лексического взрыва: индивидуальное и типичное

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.154-165

Аннотация

В настоящей статье проанализировано становление индивидуальных языковых систем двух девочек на основе лонгитюдных дневниковых данных. Рассмотрены каждый из компонентов языковой способности: фонетический, лексический, морфологический, синтаксический, а также особенности развития имитации и первые проявления метаязыковой деятельности. Учитывается наличие взаимосвязи (автономность или взаимообусловленность) различных компонентов. В качестве вспомогательного метода исследования использован анализ Макартуровских опросников. Сопоставление данных, отраженных в двух case study, и опубликованных ранее результатов анализа различных компонентов языковой способности, основанных на обширной базе данных Макартуровских опросников, позволяет не только сравнить становление речи двух детей, но и сделать выводы об общих закономерностях и индивидуальных особенностях речевого развития на ранних этапах речевого онтогенеза. 

Об авторах

М. Б. Елисеева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой
языкового и литературного образования ребенка, заведующий НИЛ онтолингвистики

наб. р. Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191086,



К. А. Тьосса
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Тьосса Ксения Антоновна, лаборант-исследователь НИЛ онтолингвистики

наб. р. Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191086



Список литературы

1. Елисеева М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. М.: ЯСК, 2014. 342 с.

2. Bloom L. Imitation and its role in language development // Bloom L. Language Development from Two to Three. Cambridge, New York, NY: Cambridge Univ. Press, 1991. P. 399–432.

3. Тьосса К.А. Лексикон ребенка раннего возраста (по данным материнского дневника и Макартуровского опросника) // Проблемы онтолингвистики – 2024: языковое взаимодействие взрослого и ребенка. Материалы ежегод. Междунар. науч. конф. СПб.: ВВМ, 2024. С. 25–31.

4. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А., Рыскина В.Л. Макартуровский опросник: русская версия: оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста, нормы развития, образцы анализа, комментарии. Иваново: ЛИСТОС, 2021. 79 с.

5. Итигина М.Л. Усвоение звуковой стороны речи детьми раннего возраста // Логопед в детском саду. 2006. № 2 (11). С. 57–63.

6. Фонова М.А. Взаимосвязь объема активного лексикона детей раннего возраста и их умения артикулировать многосложные слова. Магистерск. дис. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2024. 107 с.

7. Итигина М.Л. Взаимосвязь слоговой структуры слова и объема активного словаря в речи детей 2–3 лет: к вопросу об объективности Мак-Артуровского опросника как метода исследования // Проблемы онтолингвистики 2007: материалы Междунар. конф. (21–22 мая 2007 г. – Санкт-Петербург). СПб.: Златоуст, 2007. С. 90–92.

8. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Когнитивные предвестники развития детской грамматики по данным Макартуровских опросников и case study // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2023. Т. 165, кн. 3. С. 91–104. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.91-104.

9. Елисеева М.Б. Лексический взрыв в речи ребенка раннего возраста как стимул развития морфологии // Уральский филологич. вестн. Сер.: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2015. № 1. С. 65–75.

10. Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей. М.: ЯСК, 2018. 262 с.

11. Елисеева М.Б. Вершинина В. А. Нормы усвоения грамматических категорий мальчиками и девочками раннего возраста: (по данным Макартуровского опросника) // Спе циальное образование. 2020. № 1 (57). С. 120–135. https://doi.org/10.26170/sp20-01-09.

12. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Двусинтаксемные высказывания в ранней детской речи: гендерный аспект по данным Макартуровских опросников // Вестн. РУДН. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 14, № 4. C. 1050–1066. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1050-1066.

13. Цейтлин С.Н., Воейкова М.Д. Санкт-Петербургская школа онтолингвистики // Вопр. психолингвистики. 2019. № 1 (39). С. 182–205. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2019-39-1-182-205.


Рецензия

Для цитирования:


Елисеева М.Б., Тьосса К.А. Языковая система ребенка на этапе лексического взрыва: индивидуальное и типичное. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(5):154-165. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.154-165

For citation:


Eliseeva M.V., Tossa K.A. The Child’s Language System during the Vocabulary Explosion: Individual and Common Trends. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(5):154-165. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.154-165

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)