Языковая система ребенка на этапе лексического взрыва: индивидуальное и типичное
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.154-165
Аннотация
В настоящей статье проанализировано становление индивидуальных языковых систем двух девочек на основе лонгитюдных дневниковых данных. Рассмотрены каждый из компонентов языковой способности: фонетический, лексический, морфологический, синтаксический, а также особенности развития имитации и первые проявления метаязыковой деятельности. Учитывается наличие взаимосвязи (автономность или взаимообусловленность) различных компонентов. В качестве вспомогательного метода исследования использован анализ Макартуровских опросников. Сопоставление данных, отраженных в двух case study, и опубликованных ранее результатов анализа различных компонентов языковой способности, основанных на обширной базе данных Макартуровских опросников, позволяет не только сравнить становление речи двух детей, но и сделать выводы об общих закономерностях и индивидуальных особенностях речевого развития на ранних этапах речевого онтогенеза.
Об авторах
М. Б. ЕлисееваРоссия
Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой
языкового и литературного образования ребенка, заведующий НИЛ онтолингвистики
наб. р. Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191086,
К. А. Тьосса
Россия
Тьосса Ксения Антоновна, лаборант-исследователь НИЛ онтолингвистики
наб. р. Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191086
Список литературы
1. Елисеева М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. М.: ЯСК, 2014. 342 с.
2. Bloom L. Imitation and its role in language development // Bloom L. Language Development from Two to Three. Cambridge, New York, NY: Cambridge Univ. Press, 1991. P. 399–432.
3. Тьосса К.А. Лексикон ребенка раннего возраста (по данным материнского дневника и Макартуровского опросника) // Проблемы онтолингвистики – 2024: языковое взаимодействие взрослого и ребенка. Материалы ежегод. Междунар. науч. конф. СПб.: ВВМ, 2024. С. 25–31.
4. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А., Рыскина В.Л. Макартуровский опросник: русская версия: оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста, нормы развития, образцы анализа, комментарии. Иваново: ЛИСТОС, 2021. 79 с.
5. Итигина М.Л. Усвоение звуковой стороны речи детьми раннего возраста // Логопед в детском саду. 2006. № 2 (11). С. 57–63.
6. Фонова М.А. Взаимосвязь объема активного лексикона детей раннего возраста и их умения артикулировать многосложные слова. Магистерск. дис. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2024. 107 с.
7. Итигина М.Л. Взаимосвязь слоговой структуры слова и объема активного словаря в речи детей 2–3 лет: к вопросу об объективности Мак-Артуровского опросника как метода исследования // Проблемы онтолингвистики 2007: материалы Междунар. конф. (21–22 мая 2007 г. – Санкт-Петербург). СПб.: Златоуст, 2007. С. 90–92.
8. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Когнитивные предвестники развития детской грамматики по данным Макартуровских опросников и case study // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2023. Т. 165, кн. 3. С. 91–104. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.91-104.
9. Елисеева М.Б. Лексический взрыв в речи ребенка раннего возраста как стимул развития морфологии // Уральский филологич. вестн. Сер.: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2015. № 1. С. 65–75.
10. Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей. М.: ЯСК, 2018. 262 с.
11. Елисеева М.Б. Вершинина В. А. Нормы усвоения грамматических категорий мальчиками и девочками раннего возраста: (по данным Макартуровского опросника) // Спе циальное образование. 2020. № 1 (57). С. 120–135. https://doi.org/10.26170/sp20-01-09.
12. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Двусинтаксемные высказывания в ранней детской речи: гендерный аспект по данным Макартуровских опросников // Вестн. РУДН. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 14, № 4. C. 1050–1066. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1050-1066.
13. Цейтлин С.Н., Воейкова М.Д. Санкт-Петербургская школа онтолингвистики // Вопр. психолингвистики. 2019. № 1 (39). С. 182–205. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2019-39-1-182-205.
Рецензия
Для цитирования:
Елисеева М.Б., Тьосса К.А. Языковая система ребенка на этапе лексического взрыва: индивидуальное и типичное. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(5):154-165. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.154-165
For citation:
Eliseeva M.V., Tossa K.A. The Child’s Language System during the Vocabulary Explosion: Individual and Common Trends. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(5):154-165. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.154-165