Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Особенности наполнения концептов ‘семья’ и ‘брак’ в картине мира представителей четырех поколений русскоязычного общества

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.80-94

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей наполнения концептов ‘семья’ и ‘брак’ в картине мира представителей четырех поколений русскоязычного общества: детей (41 респондент; группы 5–7 лет и 10–13 лет значительно отличаются в видении этих концептов; у дошкольников концепт ‘брак’ не сформирован), молодежи (24 опрошенных 19–24 лет), респондентов зрелого (32 опрошенных 42–55 лет) и пожилого (14 опрошенных 66–80 лет) возраста. Участникам эксперимента предлагалось дать пять реак ций (слов и/или выражений) на стимулы семья и брак. Выявлено, что оба концепта имеют сложную структуру, которую удобно описывать как фрейм, состоящий из слотов (объединений схожих в смысловом отношении реакций). Наполнение концептов изменяется по следующей траектории: дошкольники представляют семью конкретно, опираясь на непосредственное восприятие того, что происходит «здесь и сейчас»; это отражает наивную картину мира, характерную для указанного возраста → дети 10–13 лет поднимаются на некоторый уровень обобщения, абстракции, но опираются по-прежнему на «здесь и сейчас», концепт ‘брак’ формируется → молодежь, начинающая самостоятельную жизнь, имеет абстрактную, идеальную модель семьи и брака → люди зрелого и пожилого возраста предлагают конкретные ассоциации, связанные с собственным опытом. 

Об авторах

М. А. Еливанова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Россия

Еливанова Мария Анатольевна, доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка, доцент кафедры 63 (английского языка)

наб. реки Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191186; ул. Большая Морская, д. 67, лит. А, Санкт-Петербург, 190000



В. А. Семушина
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Россия

Семушина Валерия Анатольевна, старший преподаватель кафедры 63 (английского языка)

ул. Большая Морская, д. 67, лит. А, г. Санкт-Петербург, 190000



Список литературы

1. Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 425 с.

2. Fauconnier G., Turner M. Conceptual integration networks // Cognit. Sci. 1998. V. 22, No 2. Р.133–187. https://doi.org/10.1016/S0364-0213(99)80038-X.

3. Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. Chicago, IL, London: Univ. of Chicago Press, 1987. 632 р.

4. Turner M., Fauconnier G. Conceptual integration and formal expression // Metaphor Symbolic Act. 1995. V. 10, No 3. P. 183–204. https://doi.org/10.1207/s15327868ms1003_3.

5. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова [и др.] / Отв. ред. Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988. 212 с.

6. Брутян Г.А. Язык и картина мира // Proceedings of the XVth World Congress of Philosophy. 1974. № 3. C. 325–327. https://doi.org/10.5840/wcp151974371.

7. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб.: Петерб. востоковедение, 1996. 275 с.

8. Дзюба Е.В. Когнитивная лингвистика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2018. 280 с.

9. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина; под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ, 1996. 245 с.

10. Clark H.H., Marshall C.R. Definite reference and mutual knowledge // Elements of Discourse Understanding / Ed. by. A.K. Joshi, B.L. Webber, I.A. Sag. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981, pp. 10–63.

11. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. 103 с.

12. Evans V. How Words Mean: Lexical Concepts, Cognitive Models, and Meaning Construction. Ser.: Oxford Linguistics. Oxford: Oxford Univ. Press, 2009. 396 p. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199234660.001.0001.

13. Еливанова М.А., Кабанова А.С. Экспериментальное исследование концептов «семья» и «брак» в картине мира разных поколений русскоязычного общества // Russ. Linguist. Bull. 2024. № 3 (51). URL: https://rulb.org/archive/3-51-2024-march/10.18454/ RULB.2024.51.3, свободный. https://doi.org/10.18454/RULB.2024.51.3.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М: Рус. язык, 1989. 924 с.

15. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.


Рецензия

Для цитирования:


Еливанова М.А., Семушина В.А. Особенности наполнения концептов ‘семья’ и ‘брак’ в картине мира представителей четырех поколений русскоязычного общества. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(5):80-94. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.80-94

For citation:


Elivanova M.A., Semushina V.A. Essential Characteristics of the Concepts of “Family” and “Marriage” in the Russian Worldview Across Four Generations. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(5):80-94. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.80-94

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)