Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Казанское дореволюционное востоковедение как поле для формирования диалогической модели изучения исламо-христианского взаимодействия

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.4.40-51

Аннотация

Статья посвящена анализу специфики казанского дореволюционного востоковедения, которое в XIX в. формировалось здесь в контексте как академического, так и миссионерского дискурсов. Предпринята попытка определить методологические подходы, использованные представителями обоих упомянутых направлений для изучения исто рии и культуры «Другого», в качестве которого в настоящей статье выступают ислам и мусульманская культура. Выявлены истоки обозначенных подходов, а также описано, как в процессе становления востоковедения осуществлялось взаимодействие между представителями академической (сформировавшейся при Казанском университете) и миссионерской (существовавшей в рамках Казанской духовной академии) школ. Сделан вывод о том, что во второй половине XIX в. диалогическое изучение ислама и исламской культуры в России было возможно преимущественно в рамках сложного переплетения академического, миссионерского и социального дискурсов.

Об авторе

Н. А. Шадрина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Шадрина Наталия Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и публичной истории

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008



Список литературы

1. Кардини Ф. Европа и ислам: история непонимания / Сер. «Становление Европы» / Пер. с итал. Е. Смагиной, А. Карловой, А. Митрофанова. СПб.: Александрия, 2007. 332 с.

2. Шемякин Я.Г. Россия и Латинская Америка как цивилизации: попытка сравнения. Размышление над книгами В.Б. Земского // Мир России. Социология. Этнология. 2016. Т. 25, № 1. С. 154–180.

3. Валеев Р.М. Казанское востоковедение и изучение мусульманского мира (конец XVIII – нач. XX в.). Казань: Алгоритм+, 2013. 160 с.

4. Валеев Р.М. Из истории казанского востоковедения середины – второй половины ХIХ в.: Гордий Семенович Саблуков – тюрколог и исламовед. Казань: Казань, 1993. 104 с.

5. Валеев Р.М. Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX в. – 20-е гг. XX в.). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998. 380 с.

6. Алексеев А.К. К проблеме культурного диалога: ислам и Казанское миссионерское исламоведение // Ислам в советском и постсоветском пространстве: история и методологические аспекты исследования: материалы Всерос. конф. «Ислам в советском и постсоветском пространстве: формы выживания и бытования» (Казань, май 2003 г.) / Под ред. Р.М. Мухаметшина. Казань, 2004. С. 67–100.

7. Валеев Р.М. Очерки истории Казанского университетского востоковедения (1769–1920-е гг.). Казань: Алма-Лит, 2003. 142 с.

8. Хабибуллин М.З. Миссионерское противомусульманское отделение Казанской духовной академии (1842–1920 гг.) // Востоковедение в России и странах СНГ на рубеже веков: материалы международного симпозиума, посвященного 200-летию создания кафедры восточной словесности в Казанском университете (2 июля – 5 июля 2007 года) / Отв. и науч. ред.: Р.М. Валеев и др. Казань: Фолиант, 2015. С. 222–253.

9. Колесова Е.В. Востоковедение в синодальных учебных заведениях Казани (середина XIX – начало XX в.): дис. … канд. ист. наук. Казань, 2000. 207 с.

10. Маточкина А.И., Стецкевич М.С. Становление российского исламоведения: между конфессионализмом и научной объективностью (вторая половина XIX – начало XX в.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Ч. 36, № 1, С. 82–106. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-1-82-106.

11. Валеев Р.М. Восточный разряд // Татарская энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов. Казань: Ин-т Татарской энцикл. АН РТ, 2002. Т. 1: А–В. С. 636–637.

12. Файзрахманов Л.М. Н.П. Остроумов миссионер и исламовед // Изв. АлГУ. 2008. № 4-1. С. 146–150.

13. Остроумов Н.П. Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством. СПб.: Тип. С.Е. Добродеева, 1888. 75 с.

14. Заборовский А. Мысли аль-Корана, заимствованные из христианства: сочинение студента Казанской духовной академии XII учеб. курса (1864–1868 г.): [с прил. «Что Мухаммед заимствовал из Христианства?»: пер. с англ.]. Миссионерский противомусульманский сборник: труды студентов миссионерского противомусульманского отделения при Казан. духовной акад. Вып. 7. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1875. 73 с.

15. Коблов Я.Д. Антропология Корана в сравнении с христианским учением о человеке. Миссионерский противомусульманский сборник: труды студентов миссионерского противомусульманского отделения при Казан. духовной акад. Вып. 23. Казань: Типолит. Имп. ун-та, 1905. 352 с.

16. Михайлов А.Ф. Сказания Корана о новозаветных лицах и событиях и критикополитический разбор этих сказаний. Миссионерский противомусульманский сборник: труды студентов миссионерского противомусульманского отделения при Казан. духовной акад. Вып. 21. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1894. 434 с.

17. Шишков А.М. На плечах гигантов. Очерки интеллектуальной культуры западноевропейского Средневековья (V–XIV вв.). М.; СПб.: Университетская книга, 2016. 704 с.

18. Резван Е.А. Введение в коранистику. Казань: Изд.-во Казан. ун-та, 2014. 405 с.

19. Розен В. М. Машанов. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение в изучение ислама. Часть 1. Очерк религиозного быта арабов-язычников в эпоху Мухаммеда. Казань 1885 (Миссионерский противомусульманский сб. Вып. XVII) // Записки Восточ. Отделен. Императ. Рус. Археологического об-ва, издаваемые под редакциею управляющего Отделением Барона В. Розена. Т. 2. СПб.: Тип. Имп. Акад. 1887. С. 283–301.

20. Розен В. Моисеево законодательство по учению Библии и по учению Корана (опыт объяснения одного из очевиднейших противоречий в Коране) Протоиерея Е.А. Малова. Казань, 1890 // Записки Восточ. Отделен. Императ. Рус. Археологического об-ва, издаваемые под редакциею управляющего Отделением Барона В. Розена. Т. 8. Вып. 3-4. СПб.: Тип. Имп. Акад. 1894. С. 362–367.

21. Валеев Р.М. Российские архивные фонды и история казанского востоковедения в ХIХ – начале ХХ в. // Восточный архив. 2011. № 1 (23). С. 27–41.

22. Валеев Р.М., Валеева Р.З., Зяппаров Т.И. Мирза А.К. Казем-Бек и его роль в изучении арабо-мусульманских источников // Вестник КазГУКИ. 2014. № 4. С. 99–102.

23. Валеев Р.М. Миссионерское востоковедение в Казани и изучение монгольских народов (ХIХ – начало ХХ в.) // Mongolica-XVIII. СПб.: Петербургское востоковедение, 2017. С. 30–34.

24. Густерин П.В. Коран как объект изучения. Saarbrücken: Lambert Acad. Publ., 2014. 65, [2] с.

25. Веселовский Н. Казембек (Александр Касимович) // Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь: в 86 т. / Под ред. проф. И.Е. Андреевского. СПб.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1894. Т. 26. С. 925.


Рецензия

Для цитирования:


Шадрина Н.А. Казанское дореволюционное востоковедение как поле для формирования диалогической модели изучения исламо-христианского взаимодействия. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(4):40-51. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.4.40-51

For citation:


Shadrina N.A. Pre-Revolutionary Oriental Studies in Kazan as a Foundation for Developing a Dialogic Approach to Studying the Interaction between Islam and Christianity. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(4):40-51. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.4.40-51

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)