Образ идеального учителя истории в воспоминаниях о российской школе 40–50-х годов XIX века
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.1-2.132-142
Аннотация
В статье рассмотрены особенности методов преподавания в российской школе XIX в. Проанализировано понятие «идеальный Учитель» в воспоминаниях историков, выделены основные черты этого образа в разные исторические периоды XIX столетия, дано объяснение причинам его трансформации и эволюции. Среди воспоминаний о школе 40–50-х годов XIX в. есть мемуары, написанные в 60–70-е годы того же столетия, а также воспоминания, опубликованные на рубеже XIX – XX вв. В мемуарах первой группы основным становится противопоставление «старых» и «новых» учителей истории, которые отличались «методой преподавания», своими нравственными убеждениями и отношением к преподавательской деятельности. В воспоминаниях второй группы оценки авторами «старых» педагогов и их методов потеряли негативную стилистическую окраску, появились критические отзывы и о «молодых» педагогах. В целом образ «идеального Учителя истории» характеризуется мемуаристами такими новыми личными и профессиональными качествами, как гуманность, нравственность, «ученость» (то есть высокий научный уровень знаний педагога), стремление заинтересовать учащихся своим преподаванием, а также способствовать развитию у них самостоятельной мыслительной деятельности.
Об авторе
Н. Г. КозинаРоссия
Козина Надежда Георгиевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
ул. 2-я Азинская, д. 7а, г. Казань, 420088
Список литературы
1. Мягков Г.П. Феномен «идеального учителя» в русской исторической науке // Историческая наука в Татарстане: исследовательские и педагогические традиции: Материалы межвуз. науч. конф. – Казань: Форт Диалог, 1996. – С. 102–105.
2. Хамматов Ш.С. Образ идеального Учителя в воспоминаниях о казанских историках 2-й половины XIX века // Могущество памяти: всемирная история и ее исследователи: Сб. ст. и сообщ. / Сост. и отв. ред.: Л.П. Репина, Г.П. Мягков. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2022. – С. 190–199.
3. Пфаненштиль Н.Г. Образ идеального Учителя в воспоминаниях российских историков XIX века // Ученые записки. Том XVIII: Сб. ст. преподавателей Казан. филиала ФГБОУВО «РГУП». – Казань: Отечество, 2021. – С. 324–337.
4. Мягков Г.П. Всеобщая история Т.Н. Грановского: научные и идейные горизонты // Тимофей Николаевич Грановский: Идея всеобщей истории: Статьи. Тексты / Под ред. Л.П. Репиной. – М.: ИВИ РАН, 2006. – С. 29–42.
Рецензия
Для цитирования:
Козина Н.Г. Образ идеального учителя истории в воспоминаниях о российской школе 40–50-х годов XIX века. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2023;165(1-2):132-142. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.1-2.132-142
For citation:
Kozina N.G. The Image of an Ideal History Teacher from the Recollections about the Russian School in the 1840s and 1850s. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2023;165(1-2):132-142. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.1-2.132-142