Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Особенности языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка (по результатам исследования спонтанной речи)

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.131-143

Аннотация

В статье описаны результаты изучения особенностей языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка. В качестве материала исследования использованы записи спонтанной речи детей. Предложено провести разграничение двух явлений – языковой рефлексии и метаязыковой деятельности. В результате анализа данных спонтанной речи были получены следующие выводы: 1) проявления языковой рефлексии наблюдаются у детей с различными путями вхождения в язык не сразу; 2) для всех детей, принимавших участие в исследовании, были характеры метаязыковые проявления, что указывает на важность метаязыковой деятельности для речевого онтогенеза в детском возрасте вне зависимости от стратегий освоения языка; 3) в проявлениях языковой рефлексии детей каждой из групп (мальчики/девочки, референциальные/экспрессивные дети) обнаружились определенные особенности и тенденции, специфичные только для той или иной группы; 4) до 5 с половиной лет к языковой рефлексии в большей степени способны референциальные дети по сравнению с экспрессивными, а также больше девочки по сравнению с мальчиками. 

Об авторе

Т. А. Трифонова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Трифонова Татьяна Александровна, младший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории онтолингвистики

наб. реки Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191186



Список литературы

1. Еливанова М.А., Семушина В.А. Некоторые особенности лексики в русскоязычных диалогах англо-русских детей-билингвов // Проблемы онтолингвистики – 2021: языковая система ребенка в ситуации одно- и многоязычия: материалы ежегод. междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во «ВВМ», 2021. С. 60–69.

2. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка. СПб.: БИОНТ, 1999. 64 с.

3. Доброва Г.Р. Креативная доминанта в формировании языковой личности // Лингвистика креатива 4: коллективная монография / Под ред. Т.А. Гридиной. Екатеринбург, 2018. С. 40–47.

4. Елисеева М.Б. Метаязыковая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста // Рус. яз. в школе. 2017. № 6. С. 35–39.

5. Clark E.V. Awareness of language: Some evidence from what children say and do // The Child’s Conception of Language / Ed by A. Sinclair, R.J. Jarvella, W.J.M. Levelt. Ser.: Springer Series in Language and Communication. V. 2. Berlin, Heidelberg: Springer, 1978. P. 17–43. https://doi.org/10.1007/978-3-642-67155-5ˍ2.

6. Gombert J.E. Metalinguistic Development. Chicago, IL: Univ. of Chicago Press, 1992. 237 p.

7. Гридина Т.А. Метаязыковая рефлексия как форма лингвокреативного мышления ребенка // Проблемы онтолингвистики – 2016: материалы ежегод. междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 23–26 марта 2016 года / [редкол.: Т. А. Круглякова (отв. ред.) и др.]. Иваново: ЛИСТОС, 2016. С. 182–188.

8. Goldsworthy C.L. Developmental Reading Disabilities: A Language Based Treatment Approach. Ser.: Clinical Competence Series / Ed. by R.T. Wertz. San Diego, CA: Singular Publ. Group, 1996. 301 p.

9. Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 262 с.

10. Трифонова Т.А. Особенности языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка (по результатам экспериментального исследования) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2023. Т. 165, кн. 3. С. 105–118. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.105-118.

11. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: дневник науч. наблюдений. М.: УРСС: Ленанд, 2005. 322 с.

12. Головенкина Л.X. От двух до восьми и от трех до девяти: Дневниковые записи. Архангельск: Изд-во ПГУ, 2001. 141 с.

13. Детская речь: Учеб. материалы / Сост. М.Д. Воейкова, М.Б. Елисеева. СПб.: Образование, 1993. Вып. 1. 142 с.

14. Доброва Г.Р. Детские высказывания о языке в динамике: на примере одного ребенка // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2017. № 15. С. 17–32.

15. Елисеева М.Б. Речевой онтогенез: взгляд лингвиста // Логопед. 2005. № 4. С. 18–28.


Рецензия

Для цитирования:


Трифонова Т.А. Особенности языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка (по результатам исследования спонтанной речи). Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(1):131-143. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.131-143

For citation:


Trifonova T.A. Linguistic Reflection in Children with Different Language Acquisition Strategies (Based on the Study of Spontaneous Speech). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(1):131-143. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.131-143

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)