Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Словообразовательные окказионализмы в речи одного ребенка в возрасте от 4 до 5 лет

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.118-130

Аннотация

В статье рассмотрено детское окказиональное словообразование в его динамике: словообразовательные инновации в речи одного ребенка в возрасте от 4 до 5 лет сопоставлены с инновациями этого же информанта до 4 лет, проанализированными ранее. Представлен качественный и количественный анализ направлений словообразовательной деривации (прямого, обратного, заменительного) и всех способов словообразования, используемых ребенком при словопроизводстве. Описана (качественно и количественно) частеречная природа мотивирующих и мотивированных слов (инноваций). Рассмотрены словообразовательные модели, по аналогии с которыми ребенок конструирует окказионализмы, и сопоставлены с данными предшествующего этапа. Проанализированы причины утраты актуальности некоторых деривационных моделей в речи ребенка: исчезновение потребности в вербализации определенных фрагментов действительности, освоение модели в предшествующий период и потеря интереса к ее формальной стороне, коммуникативная прозрачность модели (однозначность ее понимания взрослым); продуктивность морфем. Описано появление новых словообразовательных моделей (общих и частных) рассматриваемого возрастного периода, поставлен вопрос о типичном и индивидуальном в детском словообразовании. 

Об авторе

М. Б. Елисеева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой
языкового и литературного образования ребенка

наб. р. Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191086



Список литературы

1. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.

2. Цейтлин С.Н. К вопросу о словообразовании в русской детской речи // Рос. гуманит. журн. 2021. Т. 10, № 2. С. 99–110. https://doi.org/10.15643/libartrus-2021.2.4.

3. Введенская Н.М. Каркас русской грамматики // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2023. Т. 165, кн. 3. С. 67–78. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.67-78.

4. Елисеева М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. М.: ЯСК, 2015. 344 с.

5. Елисеева М.Б. Суффиксальные словообразовательные модели в речи ребенка от 3 до 4 лет (на материале лонгитюдного исследования) // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия: материалы ежегодной междунар. науч. конф. Иваново: Листос, 2019. С. 152–156.

6. Елисеева М.Б. Онтогенез словообразования в речи ребенка от 3 до 4 лет (на материале лонгитюдного исследования) // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2020. № 196. С. 86–96. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-196-86-96.

7. Трифонова Т.А. К вопросу о разграничении метаязыковой деятельности и языковой рефлексии детей // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2020. № 196. С. 61–68. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-196-61-68.

8. Русская грамматика: в 2 т. / Редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н.С. Авилова, А.В. Бондаренко, Е.А. Брызгунова и др. М.: Наука, 1980. 783 с.

9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-пресс, 2007. 470 с.

10. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Либроком, 2018. 328 с.

11. Говорят дети: словарь-справочник / С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева, Л.Н. Галактионова, Т.А. Трифонова. СПб.: Изд-во РГПУ, 2021. 175 с.

12. Смирнова С.А. «Словарь детских словообразовательных инноваций» С.Н. Цейтлин как лексикографический информационный ресурс //Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2021. Т. 14. Вып. 5. С. 1497–1502. https://doi.org/10.30853/phil210217.

13. Словарь детских словообразовательных инноваций / Авт.-сост. С.Н. Цейтлин. СПб.: Златоуст, 2006. 201 с.

14. Цейтлин С.Н. Лингвистические этюды. СПб.: Изд-во РГПУ, 2013. 407 с.

15. Пивень А.В., Доброва Г.Р. Словообразовательные инновации детской речи: потенциальность и уникальность // Филологич. класс. 2014. № 2 (36). С. 39–45.


Рецензия

Для цитирования:


Елисеева М.Б. Словообразовательные окказионализмы в речи одного ребенка в возрасте от 4 до 5 лет. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(1):118-130. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.118-130

For citation:


Eliseeva M.B. Derivational Occasionalisms in the Speech of One Child Aged from Four to Five Years. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(1):118-130. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.118-130

Просмотров: 177


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)