Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Медицинская реклама как жанр поликодового текста

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.93-107

Аннотация

Настоящая статья посвящена итогам исследования, в результате которого были описаны такие характеристики современной печатной медицинской рекламы на русском языке, как тематика, особенности взаимодействия вербального и изобразительного компонентов, инструментарий средств выразительности и частотность их использования, наличие языковых и визуальных компонентов, указывающих на принадлежность текстов к медицинскому дискурсу. Материалом послужили 103 текста медицинской печатной рекламы на русском языке, полученные методом сплошной выборки из сети Интернет. В результате анализа были выявлены такие конститутивные признаки современной печатной медицинской рекламы, как, например, ведущая роль интегративной и изобразительно-центричной связей вербального и визуального рядов поликодового текста, и доказана принадлежность данного типа рекламы к медицинскому дискурсу. Отличительной чертой медицинской рекламы является включение в вербальный компонент медицинской терминологии с предпочтением бытового варианта термина нозологическому его варианту, прецедентных феноменов; наличие языковой игры. 

Об авторе

Н. М. Дугалич
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Россия

Дугалич Наталья Михайловна, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой
иностранных языков Медицинского института, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета

ул. Миклухо-Маклая, д. 6, г. Москва, 117198



Список литературы

1. Косицкая Ф.Л., Матюхина М.В. К вопросу о жанровой палитре медицинского дискурса // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2018. № 7 (196). С. 43–47. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-7-43-47.

2. Первухина С.В. Лингвопрагматические и функционально-стилистические характеристики рекламно-медицинского субдискурса // Учен. зап. Петрозавод. гос. ун-та. 2019. № 1 (178). С. 51–56. https://doi.org/10.15393/uchz.art.2019.270.

3. Дугалич Н.М. Конститутивные признаки медицинского плаката // Российский социально-гуманитарный журнал (Вестник МГОУ). 2023. № 4. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-4-1366.

4. Сараева Е.Е., Детинко Ю.И. Информационный медицинский плакат о профилактике COVID-19 в мультимодальном аспекте: средства воздействия на аудиторию // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2023. № 1 (225). С. 49–57. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-1-49-57.

5. Акаева Э.В. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса: дис. … канд. филол. наук. Омск, 2007. 149 с.

6. Барсукова М.И., Шешнева И.В., Рамазанова А.Я. Рискогенность общения врача и пациента: коммуникативный аспект // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 486–487.

7. Гончаренко Н.В. Суггестивность медицинского дискурса // Изв. ВГПУ. 2008. № 2 (26). С. 12–16.

8. Жура В.В. Речевые стратегии врача в устном медицинском дискурсе // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2007. № 3 (3): в 3-х ч. Ч. II. C. С. 59–61.

9. Зубкова О.С. Репрезентация смысловой предикации в медицинском дискурсе // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2020. № 4 (39). С. 83–90.

10. Мишланова С.Л., Уткина Т.И. Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе (семиотический, когнитивно-коммуникативный, прагматический аспекты). Пермь: Пермский гос. ун-т, 2008. 427 с.

11. Ткачева Т.А. Инициальные аббревиатуры как результат процесса компрессии в медицинском терминообразовании и их языковой статус (на материале русского и французского языков) // Вестн. ЮУрГУ. Сер.: Лингвистика. 2022. № 19 (1). С. 42–48. https://doi.org/10.14529/ling220106.

12. Степанова Е.С. Метафорическая репрезентация коронавируса в медицинских мифах // Вестн. РУДН. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. Т. 13, № 1. С. 174–183. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-1-174-183.

13. Дугалич Н.М. Средства создания комического эффекта в карикатуре медицинского дискурса // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2023. Вып. 4 (51). С. 46–58.

14. Кустова О.А. Комизм в поликодовых текстах малого формата (на материале карикатуры) // Вестник МГПУ. Сер.: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2011. № 2 (8). С. 114–119.

15. Новоспасская Н.В., Дугалич Н.М. Терминосистема теории поликодовых текстов // Русистика. 2022. № 20 (3). C. 298–311. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-3-298-311.

16. Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального текста: дис. … канд. филол. наук. М., 1997. 237 с.

17. Таюпова О.И., Полякова Е.В. Визуализация в медицинском рекламном дискурсе Германии // Медиалингвистика. 2022. Т. 9, № 4. С. 393–403. https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.406.

18. Белова М.А., Шаклеин В.М. Лингвокультурологический анализ текстов карикатур // Русистика. 2012. № (2). С. 19–24.

19. Цзоу Х., Новоспасская Н.В. Классификация элементов лингвокультурологической информации в поликодовом тексте печатной рекламы на материале русского и китайского языков // Litera. 2021. № 2. С. 1–10. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2021.2.35001.

20. Чигринова Е.А. Особенности лингвокультурного образа-стереотипа «врач» с позиций направленного ассоциативного эксперимента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Т. 12. Вып. 2. С. 153–157. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.2.33.

21. Эбзеева Ю.Н., Дугалич Н.М. Методика анализа креолизованного текста политической карикатуры на арабском и французском языках // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23, № 1. C. 127–133. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2018-23-1-127-133.

22. Рубан А.Е. О понятии синонимико-вариативного ряда (к уточнению метаязыка функционально-коммуникативной грамматики русского языка) // Русистика. 2010. № 2. C. 45–51.


Рецензия

Для цитирования:


Дугалич Н.М. Медицинская реклама как жанр поликодового текста. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(1):93-107. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.93-107

For citation:


Dugalich N.M. Medical Advertising as a Polycode Text Genre. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(1):93-107. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.93-107

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)