Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Словообразовательное гнездо с вершиной тьютор в современном русском языке

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.7-21

Аннотация

В настоящей статье на материале словарей, Национального корпуса русского языка, текстов научных статей педагогической тематики и массмедиа рассмотрены особенности лексем словообразовательного гнезда с вершиной тьютор, служащих для наименования лиц, признаков, действий, процессов, явлений популярной в современном образовании тьюторской деятельности. В работе описаны значения заимствованного слова тьютор, многозначность и широкая употребительность которого явились предпосылкой для его словообразовательной активности. Исследование слов, вошедших в обиход современной русской письменной и устной речи, но отсутствующих в лексикографических источниках, является актуальным, поскольку позволяет с помощью описательного метода и метода сплошной выборки фактического материала определить значения новых номинаций, охарактеризовать особенности их сочетаемости, отметить их синтагматический потенциал. Проведенный словообразовательный анализ позволил выделить словообразовательные цепочки и парадигмы, описать словообразовательные значения и определить способы образования слов, восходящих к исходному тьютор.

Об авторах

Р. Р. Залялова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Залялова Регина Ренатовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008



А. Г. Гатауллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Гатауллина Алсу Гайсовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008



Список литературы

1. Сперанская А.Н. «Слово года» и «ключевая ситуация»: о пополнении актуального лексикона // Коммуникативные исследования. 2021. № 1. С. 102–114.

2. Гуляева Е.В., Денисенко М.В., Никитина И.С. Употребление заимствований в современных СМИ: коммуникативные риски // Вестн. ВолГУ. Сер. 2: Языкознание. 2021. № 1. С. 146–156.

3. Маринова Е.В. Словообразовательная деривация на базе иноязычных слов как источник новых номинаций (на материале русского языка рубежа XX–XXI вв.) // Вестн. ТГУ. 2008. № 4. С. 205–209.

4. Суханова И.Ю. Словообразовательные гнезда с вершиной-иноязычным словом (на материале русской лексики рубежа XX–XXI вв.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 18 с.

5. Субботина М.В. Заимствованные слова в деривационных процессах современного русского языка (на материале композитного словообразования) // Вестн. ННГУ. 2013. №3-1. С. 399–405.

6. Леванова Т.В. Словообразовательное гнездо с вершиной пиар в современном русском языке // Вестн. МГПУ. Сер. «Филология. Теория языка. Языковое образование» = MCU J. Philol. Theory Linguist. Linguist. Educ. 2018. № 1 (29). С. 117–127.

7. Болтаева М.Ш. Пути адаптации иноязычной лексики в словообразовательной системе русского языка // Мировая наука. 2020. № 2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-adaptatsii-inoyazychnoy-leksiki-v-slovoobrazovatelnoy-sisteme-russkogoyazyka, свободный.

8. Lackova M., Hundarenko O., Moskalenko O., Demchenko I. Word-formation characteristics of Anglicisms in the Russian slang // Int. J. Engl. Linguist. 2019. V. 9, No 5. P. 283–300. https://doi.org/10.5539/ijel.v9n5p283.

9. (Metaj) Alimemaj Z. Web-language and word-formation processes on slang words // Lingua Mobilis. 2012. № 5 (38). P. 119–125.

10. Azamov S. Learning word formation processes in English // The Sci. Heritage. 2020. № 49-3. P. 36–39.

11. Al-Salman S., Haider A.S. COVID-19 trending neologisms and word formation processes in English // Russ. J. Linguist. 2021. V. 25, No 1. P. 24–42. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-24-42.

12. Madrahimova M., Boltabayeva S., Rozmetov K. Morphology and word-formation of social network neologisms of modern English language // Acad. Res. Educ. Sci. 2021. V. 2, No 5. P. 560–564. https://doi.org/10.24411/2181-1385-2021-00925.

13. Громенко Е.С. «Коронный» потенциал русского языка начала 2020-х годов // Новые слова и словари новых слов / Отв. ред. Н.В. Козловская. СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2020. С. 45–63.

14. Рацибурская Л.В. Новые словообразовательные гнезда с «коронавирусной» лексикой // Русский язык коронавирусной эпохи / Отв. ред. М.Н. Приемышева. СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. С. 355–377.

15. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985–1995). М.: Языки рус. культуры, 2000. С. 90–141.

16. Ossokina D., Murzalina B. English “buzzwords” in education: Origin, features and functions // Proc. ADVED 2019 – 5th Int. Conf. on Advances in Education and Social Sciences. Istanbul: Ocerint, 2019. P. 208–206.

17. Нагуманова В.А. Неологизмы в сфере образования в период пандемии коронавируса (на примере немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 9. С. 2797–2801.

18. Rokotianskaya M.M. English borrowings in Russian language // Международный научно-исследовательский журнал = Int. Res. J. 2015. № 7 (38). C. 61. URL: https://research-journal.org/archive/7-38-2015-august/english-borrowings-in-russianlanguage, свободный.

19. Katermina V. Modern nominative processes in English academic discourse // Proc. X Int. Conf. “Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects” (WUT 2020) / Ed. by I.V. Denisova. Ser.: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences / Ed. by Z. Bekirogullari, A. Köiv, A. Belousova, J.A. Kumar. V. 86. London: Eur. Publ., 2020. P. 613–618. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.08.72.

20. Коджаспирова Г.М. Возникновение и эволюция становления тьюторства в России // Наука и школа. 2019. № 1. С. 107–116.

21. Велиева С.Г., Гасанова М.Д., Аминтаева С.А. Проблемы тьюторского сопровождения в современном образовании // Изв. ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2016. № 3. С. 19–23.

22. Долуев И.Ю., Большаков А.А. Особенности профессиональной деятельности тьютора в госпитальной школе // Педагогические исследования. 2021. № 3. С. 58–78.

23. Veiga Simão A.M., Flores M.A., Fernandes S., Figueira C. Tutoring in higher education: Concepts and practices // Sísifo. Educ. Sci. J. 2008. No 7. P. 73–86. URL: https://www.researchgate.net/publication/26572648_Tutoring_in_higher_education_Concepts_and_practices, свободный.

24. Малиновская Ю.Н. Тьюторство как образовательная практика индивидуализированного общества // Вестн. ТГПУ. 2017. № 12 (189). С. 37–41. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2017-12-37-41.

25. Романова Е.А. Позиция тьютора в системе современного высшего образования // Международный научно-исследовательский журнал = Int. Res. J. 2017. № 4 (58). Ч. 3. P. 53–55. https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.138.

26. Sergeeva M.G., Stadulskaya N.A., Antipova L.A., Grebneva M.E., Nikolaeva M.V., Suslennikova E.Je. Tutoring as a Form of Pedagogical Support of Students’ Individual Educational trajectories // Humanit. Soc. Sci. Rev. 2019. V. 7, No 6. P. 271–275. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.7648.

27. Sergeeva M.G., Poliakova I.V., Petrova M.G., Martynova A.S., Gao J., Yi A., Selvitella А. Tutoring as the pedagogical technology for the development of research skills in language students // Rev. Inclusiones. 2020. V. 7. No S2-2. P. 249–259. URL: https://revistainclusiones.org/index.php/inclu/article/view/363.

28. Ageenko N.V., Startseva N.V. Tutor support of the project student activity // Проблемы cовременного педагогического образования. 2022. №74-3. С. 11–13.

29. Tsilitsky V.S., Stolbova E.A., Druzhinina L.A., Lapshina L.M., Osipova L.B. Quality increase of training of future teachers: Individualization, differentiation and tutor support // Proc. 3rd Int. Sci. Conf. “Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism Dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich (SCTMG 2020) / Ed. by D.K.-S. Bataev. Ser.: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. / Ed. by Z. Bekirogullari, A. Köiv, A. Belousova, J.A. Kumar. V. 92. London, Eur. Publ., 2020. P. 2554–2560. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.05.338.

30. Tregubova T., Shibankova L., Kats A. Tutor’s support of teachers’ professional development: Conceptual framework and design in Russian and European universities // Казанский педагогический журнал = Kazan Pedagogical J. 2022. № 5 (154). C. 7–15. URL: https://kpedj.ru/upload/iblock/f9b/ma7b6flfahsorxpxc8exk03hsnz94gcg/kpj_5_2022.pdf, cвободный.

31. Astapenko E.V. Updating the synonyms of the term “teacher” in the vocabulary of modern English (from missioner to zoom tutor) // Russ. Linguist. Bull. 2021. No 1 (25). P. 38–43.https://doi.org/10.18454/RULB.2021.25.1.18.

32. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 163–179.

33. Габдулхаков В.Ф. Тьюторинг творческой деятельности: компоненты педагогической технологии. М.: Московский психолого-социальный ин-т (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. 250 с.

34. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2003. 304 с.

35. Крысин Л.П., Ю Хак Су. О словообразовательных возможностях иноязычных неологизмов // Филологические науки. 1998. № 3. С. 15–21.


Рецензия

Для цитирования:


Залялова Р.Р., Гатауллина А.Г. Словообразовательное гнездо с вершиной тьютор в современном русском языке. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(1):7-21. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.7-21

For citation:


Zalalova R.R., Gataullina A.G. The Word Family with the Headword Tutor in the Modern Russian Language. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(1):7-21. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.7-21

Просмотров: 213


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)