Изучение освоения категории числа детьми дошкольного возраста
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.143-153
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены теоретические основы изучения грамматической категории числа имен существительных с точки зрения лингвистики и онтолингвистики. Актуальность выбранной темы обусловлена увеличением количества детей, имеющих недоразвитие речи, и необходимостью ее своевременной коррекции. Изложены точки зрения российских и зарубежных ученых-лингвистов на освоение грамматической категории числа детьми дошкольного возраста, перечислены способы реализации в их речи форм существительных множественного числа. Приведены когнитивные предпосылки возникновения понятия множественности, определен возраст появления первых форм множественного числа существительных. Сформулированы условия для верного употребления их числовых форм. Выявлено дефолтное правило маркирования множественного числа существительных. Сделан вывод о том, что освоение морфологической категории числа является первой ступенью к освоению грамматической структуры языка и поэтому требует тщательного изучения.
Об авторе
Т. П. МустаковаРоссия
Мустакова Татьяна Павловна, ассистент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики
Список литературы
1. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Хомский и психология / Пер. с англ., под общ. ред. и с предисл. А.А. Леонтьева. М.: Едиториал УРСС, 2004. 352 с.
2. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика: сб. ст.: [пер. с англ., итал., нем., фр.] / Сост. А.М. Шахнарович; общ. ред. А.М. Шахнаровича; предисл. Р.М. Фрумкиной. М.: Прогресс, 1984. С. 143–207.
3. Clark E.V., Nikitina Т.V. One vs. more than one: Antecedents to plural marking in early language acquisition // Linguistics. 2009. V. 47, No 1. P. 103–139. https://doi.org/10.1515/LING.2009.004.
4. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. М.; Л.: АПН РСФСР, 1949. Т. 7: Родное слово. Год 3-й: Руководство к преподаванию по «Родному слову». 356 с.
5. Виноградов В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове) / Под ред. Г.А. Золотовой. М.: Рус. яз., 2001. 720 с.
6. Плунгян В.А. Время и времена: к вопросу о категории числа // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е. Янко. М: Индрик, 1997. С. 158–169.
7. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976. 254 с.
8. Бондарко А.В. Теоретические проблемы русской грамматики. СПб.: филол. фак-т СПбГУ, 2004. 208 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. 470 с.
10. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: дневник науч. наблюдений / Вступ. ст. Е. Скобликовой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. 323 с.
11. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.
12. Воейкова М.Д. Усвоение детьми категории количественности // Семантические категории в детской речи / Отв. ред. С.Н. Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 266–299.
13. Панфилова Е.Н. Категория числа имени существительного в русской детской речи: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2012. 222 с.
14. Wood J.N., Koudier S., Carey S. Acquisition of singular–plural morphology // Dev. Psychol. 2009. V. 45, No 1. P. 202–206. https://doi.org/10.1037/a0014432.
15. Gordon P. Count/mass category acquisition: Distributional distinctions in children’s speech // J. Child Lang. 1988. V. 15, No l. P. 109–128. https://doi.org/10.1017/s0305000900012083.
16. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М.: Изд-во РГГУ, 2017. 311 с.
17. Цейтлин С.Н. Детcкие речевые инновации: опыт анализа / Исследования по языкознанию: К 70-летию чл.-кор. РАН Александра Владимировича Бондарко / Редкол.: С.А. Шубик (отв. ред.) и др.]. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 329–336.
18. Акай О.М. Существительные pluralia tantum как языковые лакуны // Филоло гические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, вып. 3. С. 265–269. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.56.
19. Clahsen H., Rothweiler М., Woest A., Marcus G.F. Regular and irregular inflection in the acquisition of German noun plurals // Cognition. 1992. V. 45, No 3. P. 225–255. https://doi.org/10.1016/0010-0277(92)90018-d.
Рецензия
Для цитирования:
Мустакова Т.П. Изучение освоения категории числа детьми дошкольного возраста. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):143-153. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.143-153
For citation:
Mustakova T.P. Investigating the acquisition of the number category by preschool children. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):143-153. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.143-153
























