Специфика вербального описания боли подростками с высоким уровнем алекситимии
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.131-142
Аннотация
Алекситимия представляет собой особый когнитивный статус индивида, который характеризуется трудностями идентификации и вербализации ощущений, чувств и эмоций. В литературе представлены различные аспекты алекситимии: психологические, клинические, когнитивные, социальные, а также (но в значительно меньшей степени) лингвистические. В области междисциплинарного изучения данной проблемы у взрослых в последние два десятилетия осуществлена целая серия исследований, в том числе и в русскоязычных выборках, а также разработан специальный лингвистически валидный диагностический инструментарий для пациентов с высоким уровнем алекситимии, который используется в клинической практике. Данных, связанных с изучением алекситимии у детей и подростков, существует значительно меньше, лингвистические аспекты проблемы в русскоязычных выборках по указанным возрастным группам освещены только точечно. В настоящей статье проанализирована специфика вербализации болевых ощущений у подростков с высоким уровнем алекситимии, охарактеризованы особенности восприятия ими используемых в клинической практике болевых дескрипторов, представлен авторский инструмент для диагностики боли у подростков.
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. ГоробецРоссия
Елена Анатольевна Горобец, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной и экспериментальной лингвистики, ведущий научный сотрудник НИЛ «Нейрокогнитивные исследования», заведующий Центром патологии речи Медико-санитарной части
Список литературы
1. Старостина Е.Г., Тэйлор Г.Д., Квилти Л.К., Бобров А.Е., Мошняга Е.Н., Пузырева Н.В., Боброва М.А., Ивашкина М.Г., Кривчикова М.Н., Шаврикова Е.П., Бэгби Р.M. Торонтскаяшка ла алекситимии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Т. 20, № 4. С. 31–34.
2. Alvarado-Bolaños A., Cervantes-Arriaga A., Zuazua-Vidal L., Esquivel-Zapata Ó., Alcocer-Salas Á., Rodríguez-Violante M. Determinants and impact of alexithymia on quality of life in Parkinson’s disease // Neurología. 2023. V. 38, No 5. P. 334–341. https://doi.org/10.1016/j.nrleng.2020.10.015.
3. Han Y., Zhong R., Yang J., Guo X., Zhang H., Zhang X., Liu Y., Lin W. Alexithymia and related factors among patients with epilepsy // Epilepsy Behav. 2023. V. 138. Art. 108975. https://doi.org/10.1016/j.yebeh.2022.108975.
4. Брель Е.Ю. Алекситимия в норме и патологии: психологическая структура и возможности пре венции: дис. … д-ра психол. наук. Томск, 2018. 341 с.
5. Горобец Е.А., Есин Р.Г., Вольская Ю.А. Междисциплинарное изучение алексити мии // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2022. Т. 164, кн. 1-2. С. 180–196. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2022.1-2.180-196.
6. Горобец Е.А., Есин О.Р. Алекситимия и психосоматические заболевания у подростков: первичные головные боли // Acta Biomed. Sci. 2023. Т. 8, № 1. С. 140–147. https://doi.org/10.29413/ABS.2023-8.1.16.
7. Зайцева О.И., Колодяжная Т.А., Зайцева Ж.Г., Игнатова И.А. Алекситимия и фак тор тревожности у подростков // Sib. J. Life Sci. Agric. 2022. Т. 14, № 4. С. 105–125. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-4-105-125.
8. Бартош О.П., Бартош Т.П., Мычко М.В. Акцентуации характера у мальчиков-подростков с разным уровнем алекситимии // Вестник психофизиологии. 2016. № 4. С. 20–24.
9. Банкович Е.А., Чичкалюк В.А. Особенности алекситимии и эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста // Культура. Наука. Образование. 2018. № 4 (49). С. 142–146.
10. Глазкова Ю.В. Профилактика алекситимии посредством развития эмоционального интеллекта у детей // Учен. зап. Забайкальского гос. ун-та. 2017. Т. 12, № 5. С. 128–133. https://doi.org/0.21209/2542-0089-2017-12-5-128-133.
11. Галюкова Н.И., Галюков И.А. Психолого-социальная характеристика детей и подростков с алекситимией на основе многофакторного анализа // Вестн. ЮурГГПУ. 2020. № 1 (154). С. 261–275. https://doi.org/10.25588/CSPU.2020.154.1.016.
12. Ларионов П.М., Гречуха И.А. Роль алекситимии и когнитивной регуляции эмоций в развитии агрессивного поведения подростков // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9, № 4. С. 57–98. https://doi.org/10.17759/cpse.2020090404.
13. Карауш И.С., Куприянова И.Е. Cпособы выявления алекситимии у детей с сенсорными расстройствами // Вопросы психологии. 2017. № 6. С. 144–154.
14. Юткина О.С. Алекситимия у детей // Амурский медицинский журнал. 2018. № 3 (23). С. 56–58. https://doi.org/10.22448/AMJ.2018.3.56-58.
15. Инденбаум Е.Л., Кузнецова В.Е. Об «инструментальных» предикторах алекситимии у школьников с задержанным и нормотипичным развитием // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2025. № 216. С. 195–207. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2025-216-195-207.
16. Горобец Е.А., Есин О.Р., Мамонтова А.В. Опросник алекситимии для детей: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2025687709. Заявка №2025685933.
17. Яхно Н.Н., Кукушкин М.Л., Чурюканов М.В., Давыдов О.С., Бахтадзе М.А. Новое определение боли Международной ассоциации по изучению боли // Рос. журн. боли. 2020. T. 18, № 4. С. 5–7. https://doi.org/10.17116/pain2020180415.
18. Есин Р.Г., Есин О.Р., Горобец Е.А. Диагностика боли, головокружения, тревоги и депрессии у алекситимичных пациентов: руководство для врачей. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. 100 с.
19. Jarvers I., Kormann E., Schleicher D., Ecker A., Kandsperger S., Brunner R. Impact of alexithy mia, speech problems and parental emotion recognition on internalizing and externalizing problems in pre schoolers // PLoS One. 2024. V. 19, No 9. Art. e0310244. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0310244.
Рецензия
Для цитирования:
Горобец Е.А. Специфика вербального описания боли подростками с высоким уровнем алекситимии. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):131-142. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.131-142
For citation:
Gorobets E.A. Verbal description of pain by adolescents with high levels of alexithymia. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):131-142. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.131-142
























