Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

О роли метаязыковой деятельности в структуре глубинных механизмов общего недоразвития речи

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.118-130

Аннотация

В статье рассмотрена роль языковой и метаязыковой деятельности в развитии речи в онтогенезе. Уточняется содержание понятий «языковая способность», «метаязыковая способность», изучаются их компоненты. На основе анализа особенностей формирования речи у детей с общим недоразвитием речи, динамики коррекционного обучения сделан вывод о том, что наряду с несформированностью языковой способности и языковой деятельности глубинным механизмом общего недоразвития речи является несформированность языковой способности, которая проявляется в недостаточности функционирования метаязыковой деятельности и, соответственно, неосознаваемой и осознанной языковой рефлексии. Описаны как варианты проявлений недостаточности отдельных компонентов языковой и метаязыковой способности при различных формах речевого недоразвития, так и влияние неполноценности совокупности выделенных компонентов у детей с общим недоразвитием речи на разных возрастных этапах. Предлагаемый аспект анализа роли глубинных механизмов в структуре общего недоразвития речи является перспективным направлением для разработки диагностики и содержания коррекционной работы с обозначенным контингентом детей.

Об авторе

О. Е. Грибова
Институт коррекционной педагогики
Россия

Грибова Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи



Список литературы

1. Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. 2012. № 1. С. 3–9.

2. Микляева Ю.В., Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 4–5 лет. М.: Сфера. 2021. 64 с.

3. Каргин С.Т., Шманова А.Ж. Развитие языковой способности в системе коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи I и II уровней среди детей дошкольного возраста // Педагогическая наука и практика. 2022. № 2 (36). С. 104–112.

4. Batterink L.J., Paller K.A., Reber P.J. Understanding the neural bases of statistical and implicit learning // Top. Cognit. Sci. 2019. V. 11, No 3. P. 482–503. https://doi.org/10.1111/tops.12420.

5. McGregor K.K., Ohlmann N., Eden N., Arbisi-Kelm T., Young A. Abilities and disabilities among children with developmental language disorder // Lang., Speech, Hear. Servi. Sch. 2023. V. 54, No 3. P. 927–951. https://doi.org/10.1044/2023_LSHSS-22-00070.

6. Soares A.P., Gutiérrez-Domínguez F.-J., Oliveira H.M., Lages A., Guerra N., Pereira A.R., Tomé D., Lousada M. Explicit instructions do not enhance auditory statistical learning in children with developmental language disorder: Evidence from event-related potentials // Front. Psychol. 2022. V. 13. Art. 905762. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.905762.

7. Дубинина Д.Н. Развитие метаязыковой деятельности у детей дошкольного возраста // Психология и жизнь. Традиции культурно-исторической психологии и современная психология детства. Минск: БГПУ, 2010. С. 94–96.5).

8. Саввиди М.И. Логопедическая работа по формированию метаязыковой деятельности у учащих ся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи // Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice. 2022. Т. 7, вып. 8. С. 843–849.

9. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Феномен метаязыковой способности: перспективные тенденции исследования // Преподаватель XXI век. 2012. № 1-1. С. 146–152.

10. Орлова О.С., Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Дизорфография и фактор развития метаязыковой способности // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+, 2014. С. 145–156.

11. Грибова О.Е. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтолингвистический анализ. М.: АПКи ППРО. 2009. 120 с.

12. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия устной речи. М.: Педагогика, 2013. 176 с.

13. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика / Пер. с англ. Е.И. Негневицкой, под общ. ред. и с пред. А.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1976. 336 с.

14. Психолингвистика / И.В. Королева, В.И. Лубовский, Е.Е. Ляксо [и др.]; под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: ПЕР СЭ, Ай Пи Ар Медиа, 2024. 416 c.

15. Тульвисте Т.О. развитии метаязыковых способностей у детей // Язык и структура знания. М.: Наука; 1990. С. 113–122

16. Шахнарович А.М. Проблема формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М.: Наука; 1991. С. 185–202.

17. Алмазова А.А., Саввиди М.И. Чтение и метаязыковая деятельность // Наука и школа. 2022. № 3. С. 121–130. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-3-121-130.

18. Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты / Блинова О.И., Голев Н.Д., Вепрева И.Т. и др.; редкол.: Голев Н.Д. (отв. ред.) и др. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009. Ч. 1. 456 с.

19. Елисеева М.Б. Метаязыковая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста // Рус. яз. в шк. 2017. № 6. С. 35–39.

20. Трифонова Т.А. Особенности языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2025. 23 с.

21. Галактионова Л.Н. К вопросу об использовании способности детей к имплицитному освоению орфографии в школьном обучении // Филология и культура. 2025. № 2 (80). С. 224–230. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-224-230.

22. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1–4 / Г.В. Чиркина, Т. А. Алтухова, Ю.Е. Вятлева, Е.Н. Российская и др. М: Просвещение. 2013. 256 с.

23. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. М.: Просвещение. 2008. 48 с.


Рецензия

Для цитирования:


Грибова О.Е. О роли метаязыковой деятельности в структуре глубинных механизмов общего недоразвития речи. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):118-130. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.118-130

For citation:


Gribova O.E. The role of metalinguistic activity in the structure of mechanisms underlying general speech underdevelopment. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):118-130. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.118-130

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)