Методическая конвергентность в обучении детей-билингвов с речевыми нарушениями
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.106-117
Аннотация
В настоящей статье представлены результаты анализа данных речевого развития детей-билингвов – выпускников начальной школы. На основе проведенного исследования была выявлена группа детей-билингвов, слабо владеющих русским языком даже после четырехлетнего обучения в российской начальной школе. Анализ ошибок этих учащихся в устной и письменной речи показал, что дети имеют проблемы в усвоении русского языка как иностранного, а также речевые нарушения. Установлено, что вопрос о последовательности осуществления логопедической (коррекция нарушений речи) и филологической работы (обучение русскому языку как иностранному) до настоящего момента не имеет достаточно четкого методического обеспечения. Предлагается решение выявленной проблемы на основе методической конвергенции логопедических и филологических инструментов на всех этапах развития языковых навыков детей.
Об авторах
М. Н. РусецкаяРоссия
Маргарита Николаевна Русецкая, доктор педагогических наук, профессор департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Института психологии и комплексной реабилитации
Н. И. Никольская
Россия
Наталья Игоревна Никольская, соискатель департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Института психологии и комплексной реабилитации
Список литературы
1. Смирнова М.А. Дети мигрантов в России: потребность в интеграционной образовательной поддержке // Демографическое обозрение. 2024. № 11 (1). С. 81–103. https://doi.org/10.17323/demreview.v11i1.20933.
2. Чистобаева А.Ю., Шадрина Я.В. Теоретические и практические подходы к обоснованию диагностических критериев дифференциации тяжелых нарушений речи от сходных состояний у детей младшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2022. № 6. С. 51–55.
3. Розенцвейг В.Ю. Основные вопросы теории языковых контактов // Языковые контакты / Сост., ред., вступ. статья и коммент. В.Ю. Розенцвейга. М.: Прогресс, 1972. С. 5–22.
4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР. 2009. 446 с.
5. Чиркина Г.В., Лагутина А.В. Программа логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком // Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Под. ред. Г.В. Чиркиной. М.: Просвещение, 2014. С. 139–204.
6. Протасова Е.Ю. Методика раннего обучения иностранному языку / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина; под ред. Е.Ю. Протасовой. М.: Юрайт, 2025. 255 с.
7. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум. М.: Просвещение, 2009. 156 с.
8. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2–3 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 511 с.
9. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Рус. яз. Курсы, 2002. 255 c.
10. Филимошкина Н.М. Ошибки письма на киргизском и русском (втором) языке у учащихся массовой школы // Дефектология. 1977. № 7. С. 27–31.
11. Никольская Н.И. Логопедическое онлайн-сопровождение детей-билингвов в швейцарском центре русского языка «Матрешка» // Рус. яз. за рубежом, 2022. № 3 (292). С. 29–33. https://doi.org/10.37632/PI.2022.292.3.004.
12. Корепанова Т.Э., Каленкова О.Н. Сертификационная система тестирования по русскому языку для детей-билингвов // Рус. яз. за рубежом. 2015. № 3. С.16–23.
13. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 316 с.
14. Алмазова, А.А., Лагутина А.В., Шарипова Н.Ю. Особые образовательные потребности младших школьников-билингвов с нарушениями речи // Начальная школа, 2023. № 10. С. 31–34. https://doi.org/10.51906/0027-7371_2023_10_31.
15. Куликова Т.И., Степанова Н.А. Психолого-педагогические проблемы интерграции детей билингвов в образовательную среду // МНИЖ, 2021. № 12 (114). С. 159–163. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.110.
Рецензия
Для цитирования:
Русецкая М.Н., Никольская Н.И. Методическая конвергентность в обучении детей-билингвов с речевыми нарушениями. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):106-117. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.106-117
For citation:
Rusetskaya M.N., Nikolskaya N.I. Methodological convergence in teaching bilingual children with speech disorders. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):106-117. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.106-117
























