Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование нарратива: от порождения устного дискурса к пониманию письменного текста

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.87-105

Аннотация

В настоящей статье изложены классические представления о таких явлениях, как персональный нарратив, вымышленный нарратив, нарративный дискурс. Описана принятая в мировой науке типология видов устного нарратива. Охарактеризованы закономерности овладения детьми устным персональным нарративом. Приводятся авторские лонгитюдные данные о возрастных особенностях формирования макро- и микроструктуры нарратива в дошкольном возрасте. Изложены методические приемы вызывания и анализа нарративных текстов. Дано описание уникальной авторской методики вызывания и анализа персонального нарратива у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Ее важным достоинством является экологическая валидность, соответствие контексту естественной коммуникации детей со сверстниками. Описаны методы анализа персонального и вымышленного нарратива. Сделан вывод о связи владения навыками нарратива у детей и освоением смыслового анализа текста.

Об авторах

И. Балчюниене
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России
Россия

Ингрида Балчюниене, PhD, доцент кафедры логопатологии



А. Н. Корнев
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России
Россия

Александр Николаевич Корнев, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой логопатологии



Список литературы

1. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 386 с.

2. Ahufinger N., Aguilera M., Guerra E., Giberga A., Verdaguer-Ribas O., Balboa-Castells R., Andreu L., Esteve-Gibert N., Sanz-Torrent M. Emotional suffering in school-aged children and adolescents with and without developmental language disorder // Acta Psychol. 2025. V. 255. Art. 104927. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2025.104927.

3. Pearson B.Z., de Villiers P.A. Discourse, narrative and pragmatics // Brown K. (Ed.) Encyclopedia of Language and Linguistics. Oxford: Elsevier, 2006. P. 686–693. https://doi.org/10.1016/B0-08-044854-2/00841-5.

4. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Academia, 1928. 152 с.

5. Labov W., Waletsky J. Narrative analysis: Oral versions of personal experience // Essays on the Verbal and Visual Arts: Proc. 1966 Annu. Spring Meet. of the American Ethnological Society. Helm J. (Ed.). Seattle, WA, London: Univ. of Washington Press, 1967. P. 12–44.

6. Chatman S. Story and Discourse: Narrative Structure in Fiction and Film. Ithaca, London: Cornell Univ. Press, 1978. 277 p.

7. Stein N.L., Glenn C.G. An analysis of story comprehension in elementary school children // Freedle R.O. (Ed.) New Directions in Discourse Processing. Ser.: Advances in Discourse Processes. V. 2. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1979. P. 53–120.

8. Trabassco T., van den Broek P. Causal thinking and the representation of narrative events // J. Mem. Lang. 1985. V. 24, No 5. P. 612–630. https://doi.org/10.1016/0749-596X(85)90049-X.

9. Hughes D.L., McGillivray L., Schmidek M. Guide to Narrative Language: Procedures for Assessment. Eau Claire, WI: Pro-Ed, 1997. 370 p.

10. McCabe A., Bliss L., Barra G., Bennet, M.B. Comparison of personal versus fictional narratives of children with language impairment // Am. J. Speech-Lang. Pathol. 2008. V. 17, No 2. P. 194–206. https://doi.org/10.1044/1058-0360(2008/019).

11. Fioretti Ch., Pascuzzi D., Smorti A. Narrative and narrativization of a journey: Differences between personal and fictional narratives // Open Psychol. J. 2019. V. 12, No 1. P. 205–215. https://doi.org/10.2174/1874350101912010205.

12. Gazella J., Stockman I.J. Children’s story retelling under different modality and task conditions: Implications for standardizing language sampling procedures // Am. J. Speech-Lang. Pathol. 2003. V. 12, No 1. P. 61–72. https://doi.org/10.1044/1058-0360(2003/053).

13. Bruner J.S. Actual Minds, Possible Worlds. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1986. xi, 201 p.

14. Bouizegarene N., Ramstead M.J.D., Constant A., Friston K.J., Kirmayer L.J. Narrative as active inference: An integrative account of cognitive and social functions in adaptation // Front. Psychol. 2024. V. 15. Art. 1345480. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1345480.

15. Nicolopoulou A., Brockmeyer C., de Sá A., Ilgaz H. Narrative performance, peer-group culture, and narrative development in a preschool classroom // Cekaite A., Blum-Kulka Sh., Grøver V., Teubal E. (Eds.) Children’s Peer Talk: Learning from Each Other. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2014. P. 42–62. https://doi.org/10.1017/CBO9781139084536.006.

16. Nelson K. Young Minds in Social Worlds: Experience, Meaning, and Memory. Cambridge, MA, London: Harvard Univ. Press, 2007. xvi, 315 p. https://doi.org/10.4159/9780674041400.

17. Peterson C., McCabe A. Developmental Psycholinguistics. Three Ways of Looking at a Child’s Narrative. New York, NY: Springer, 1983. xxxi, 245 p. https://doi.org/10.1007/978-1-4757-0608-6.

18. Westerveld M.F., Lyons R., Nelson N.W., Chen K.M., Claessen M., Ferman S., Fernandes F.D.M., Gillon G.T., Kawar K., Kuvač Kraljević J., Petinou K., Theodorou E., Tumanova T., Vogandroukas I., Westby C. Global TALES feasibility study: Personal narratives in 10-year-old children around the world // PLoS ONE. 2022. V. 17, No 8. Art. e0273114. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0273114.

19. Рассказы о сновидениях. Корпусное исследование устного русского дискурса / Под ред. А.А. Кибрика, В.И. Подлесской. М.: Языки славянских культур, 2009. 736 c.

20. Elbaz Sh., Wiseman H. Retelling the past: Narrative construction and reconstruction using personal photographs and the elicitation of nostalgia // Cult. Psychol. 2025. https://doi.org/10.1177/1354067X241312238.

21. Корнев А.Н., Балчюниене И., Николаева Ю.Л. Новый метод вызывания устного дискурса у детей 4–5 лет: особенности персонального нарратива в диалоге «ребенок – кукла» // Медицина: теория и практика. 2019. № 4. С. 272–273.

22. Корнев А.Н., Балчюниене И. Формирование жанрового репертуара устного персонального дискурса у детей 4–6 лет. Лонгитюдное исследование // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2021. №. 19. С. 60–71.

23. Корнев А.Н., Балчюниене И. Формирование устного дискурса у детей 4–5 лет: функционально-динамический анализ влияния жанра и регистра на грамматический частотный профиль // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 1. С. 160–176. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150110.

24. Kornev A.N., Balčiūnienė I. Lexical and grammatical errors in developmentally language disordered and typically developed children: The impact of age and discourse genre // Children. 2021. V. 8, No 12. P. 1114. https://doi.org/10.3390/children8121114.

25. Корнев А.Н., Балчюниене И., Вишонкина А.А. Особенности овладения жанровым репертуаром устного дискурса у детей 4–6 лет с первичным недоразвитием речи и их сверстников с нормой развития // Вестн. РУДН. Сер.: Теория языка, семиотика, семантика. 2023. Т. 14, № 4. С. 1067–1090. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1067-1090.

26. Григорьева И.А., Задумова Н.П., Тулина А.Д. Влияние способов вызывания речи на частотность речевых сбоев у дошкольников с различными вариантами нарушения речевого развития // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2025. № 1 (76). С. 285–292. https://doi.org/10.51944/20722516_2025_1_285.

27. Balčiūnienė I., Kornev A.N. Linguistic disfluencies in Russian-speaking typically and atypically developing children: Individual variability in different contexts // Clin. Linguist. Phonetics. 2024. V. 38, No 4. P. 287–306. https://doi.org/10.1080/02699206.2023.2176786.

28. Applebee A.N. The Child’s Concept of Story: Ages Two to Seventeen. Chicago, IL, London: Univ. of Chicago Press, 1978. 209 p.

29. Юрьева Н.М. Устное повествование в детской речи (по материалам эксперимента) // Вопр. психолингвистики. 2013. № 18. С. 114–121.

30. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. С. 5–361.

31. Stadler M.A., Cuming Ward G. Supporting the narrative development of young children // Early Child. Educ. J. 2005. V. 33, No 2. P. 73–80. https://doi.org/10.1007/s10643-005-0024-4.

32. Sinclair J. Trust the Text. Language, Corpus, and Discourse. Carter R. (Ed.). London: Routledge, 2004. 224 p. https://doi.org/10.4324/9780203594070.

33. Relating Events in Narrative: A Crosslinguistic Developmental Study. Berman R., Slobin D.I. (Eds.). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc., 1994. xvi, 748 p.

34. Cohn-Sheehy B.I., Delarazan A.I., Crivelli-Decker J.E., Reagh Z.M., Mundada N.S., Yonelinas A.P., Zacks J.M., Ranganath Ch. Narratives bridge the divide between distant events in episodic memory // Mem. Cognit. 2022. V. 50, No 3. P. 478–494. https://doi.org/10.3758/s13421-021-01178-x.

35. Griffin T., Hemphill L., Camp L., Palmer Wolf D. Oral discourse in the preschool years and later literacy skills // First Lang. 2004. V. 24, No 2. P. 123–147. https://doi.org/10.1177/0142723704042369.

36. Pinto G., Tarchi Ch., Bigozzi L. Development in narrative competences from oral to written stories in five to seven-year-old children // Early Child. Res. Q. 2016. V. 36. P. 1–10. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.12.001.

37. Westerveld M.F., Gillon G.T. Oral narrative context effects on poor readers’ spoken language performance: Story retelling, story generation, and personal narratives // Int. J. Speech-Lang. Pathol. 2010. V. 12, No 2. P. 132–141. https://doi.org/10.3109/17549500903414440.

38. Kornev A.N., Balčiūnienė I. Narrative production weakness in Russian dyslexics: Linguistic or procedural limitations? // Eesti Rakenduslingvistika Ühingu aastaraamat. 2015. V. 11. P. 141–157. https://doi.org/10.5128/ERYa11.09.

39. Nicolopoulou A., McDowell J., Brockmeyer C. Narrative play and emergent literacy: Storytelling and story-acting meets journal writing // Singer D., Golinkoff R., Hirsh-Pasek K. (Eds.) Play = Learning: How Play Motivates and Enhances Children’s Cognitive and Social-Emotional Growth. New York, NY: Oxford Univ. Press, 2010. P. 124–144. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195304381.003.0007.

40. Spencer T.D., Slocum T.A. The effect of a narrative intervention on story retelling and personal story generation skills of preschoolers with risk factors and narrative language delays // J. Early Intervention. 2010. V. 32, No 3. P. 178–199. https://doi.org/10.1177/1053815110379124.


Рецензия

Для цитирования:


Балчюниене И., Корнев А.Н. Формирование нарратива: от порождения устного дискурса к пониманию письменного текста. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):87-105. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.87-105

For citation:


Balčiūnienė I., Kornev A.N. Narrative acquisition: From oral discourse production to written text comprehension. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):87-105. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.87-105

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)