Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Профилактика дизорфографии, обусловленной недоразвитием морфологической основы орфографической деятельности, у младших школьников

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.51-63

Аннотация

Статья посвящена анализу результатов логопедической работы по предупреждению у второклассников с общим недоразвитием речи (ОНР) дизорфографии, обусловленной недоразвитием морфологической (морфемной и морфолого-синтаксической) основы орфографической деятельности. Коррекционный процесс направлен на поэтапное формирование у детей умения произвольно выбирать, актуализировать орфограммы морфологического принципа орфографии и дифференцировать написания согласно другим орфографическим принципам, а также осваивать соответствующие умения, универсальные учебные действия (УУД). При работе с языковым и графическим материалом детей обучают применять традиционные и инновационные приемы работы с орфографическим материалом, опираться на частные и обобщенные способы решения орфографических задач, познавательные базовые логические и исследовательские, регулятивные (самоорганизацию) УУД, наиболее значимые для обозначенного вида учебной деятельности. Языковая составляющая орфографической деятельности развивается благодаря становлению определенного уровня владения языком как сложноорганизованной семиотической системой, языковых обобщений. Систематизируются представления о звуковом облике слов, их семантике и морфемном составе, об орфограмме, терминах, правилах, алгоритмах и составе орфографических задач, о лингвистических закономерностях. При формировании психологической основы орфографической деятельности развиваются ее потребностно-мотивационный компонент, аналитико-холистический стиль кодирования языковой информации, рефлексивный тип реагирования на нее, кратковременная речеслуховая память, самостоятельные контроль и оценка орфографически верного написания, умение прогнозировать написания и предупреждать ошибки.

Об авторе

И. В. Прищепова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Ирина Владимировна Прищепова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии



Список литературы

1. Прищепова И.В. Система логопедической работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2024. 340 с.

2. Прищепова И.В. Логопедия: дизорфография у детей. М.: Юрайт, 2025. 201 с.

3. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева [и др.]; науч. ред. Л.Н. Засорина. СПб.: КАРО. 2024. 544 с.

4. Стукан К.А. Методика работы над лингвистическими терминами в начальном курсе русского языка // Молодой ученый. 2019. № 50 (288). С. 383–385.

5. Прищепова И.В. Дизорфография // Логопедия. Теория и практика / Т.В. Туманова, А.А. Алмазова, Л.В. Лопатина [и др.] / Под ред. Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. М.: Эксмо, 2024. С. 436–451.

6. Пастухова П.Д. Процесс усвоения орфографии как вид учебной деятельности // Linguistica Juvenis. 2017. № 19. С. 189–199.

7. Чуланова Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2017. 24 с.

8. Малахова И.М., Шатохина И.В. Становление регулятивных УУД у учащихся начальных классов на уроках русского языка в условиях словарно-орфографической работы // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4-3 (106). С. 63–67. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4/075.

9. Малахова И.М., Гусева Т.К. Становление регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами проектной технологии // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5-4 (107). С. 102–106. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5/122.

10. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий: 1959. Москва // Гальперин П.Я. Психология: предмет и метод: избранные психологические труды. М.: Изд-во МГУ, 2023. С. 352–396 .

11. Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Юрайт. 2020. 174 с.

12. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1966. 307 с.

13. Барабанова М.Ю. Формирование орфографических действий на основе языковых обобщений: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 16 с.

14. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). М.: Просвещение, 1965. 355 с.

15. Мальцев К.П. Самоконтроль в учебной работе младших школьников // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников: сб. статей / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. С. 185–223.

16. Якобсон П.М. Некоторые особенности развития оценки у ребенка-первоклассника // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников: сб. статей / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. С. 259–286.


Рецензия

Для цитирования:


Прищепова И.В. Профилактика дизорфографии, обусловленной недоразвитием морфологической основы орфографической деятельности, у младших школьников. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):51-63. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.51-63

For citation:


Prishchepova I.V. Preventing dysorthography in elementary school students with underdeveloped competence in morphology-related spelling rules. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):51-63. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.51-63

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)