Профилактика дизорфографии, обусловленной недоразвитием морфологической основы орфографической деятельности, у младших школьников
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.51-63
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов логопедической работы по предупреждению у второклассников с общим недоразвитием речи (ОНР) дизорфографии, обусловленной недоразвитием морфологической (морфемной и морфолого-синтаксической) основы орфографической деятельности. Коррекционный процесс направлен на поэтапное формирование у детей умения произвольно выбирать, актуализировать орфограммы морфологического принципа орфографии и дифференцировать написания согласно другим орфографическим принципам, а также осваивать соответствующие умения, универсальные учебные действия (УУД). При работе с языковым и графическим материалом детей обучают применять традиционные и инновационные приемы работы с орфографическим материалом, опираться на частные и обобщенные способы решения орфографических задач, познавательные базовые логические и исследовательские, регулятивные (самоорганизацию) УУД, наиболее значимые для обозначенного вида учебной деятельности. Языковая составляющая орфографической деятельности развивается благодаря становлению определенного уровня владения языком как сложноорганизованной семиотической системой, языковых обобщений. Систематизируются представления о звуковом облике слов, их семантике и морфемном составе, об орфограмме, терминах, правилах, алгоритмах и составе орфографических задач, о лингвистических закономерностях. При формировании психологической основы орфографической деятельности развиваются ее потребностно-мотивационный компонент, аналитико-холистический стиль кодирования языковой информации, рефлексивный тип реагирования на нее, кратковременная речеслуховая память, самостоятельные контроль и оценка орфографически верного написания, умение прогнозировать написания и предупреждать ошибки.
Об авторе
И. В. ПрищеповаРоссия
Ирина Владимировна Прищепова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии
Список литературы
1. Прищепова И.В. Система логопедической работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2024. 340 с.
2. Прищепова И.В. Логопедия: дизорфография у детей. М.: Юрайт, 2025. 201 с.
3. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева [и др.]; науч. ред. Л.Н. Засорина. СПб.: КАРО. 2024. 544 с.
4. Стукан К.А. Методика работы над лингвистическими терминами в начальном курсе русского языка // Молодой ученый. 2019. № 50 (288). С. 383–385.
5. Прищепова И.В. Дизорфография // Логопедия. Теория и практика / Т.В. Туманова, А.А. Алмазова, Л.В. Лопатина [и др.] / Под ред. Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. М.: Эксмо, 2024. С. 436–451.
6. Пастухова П.Д. Процесс усвоения орфографии как вид учебной деятельности // Linguistica Juvenis. 2017. № 19. С. 189–199.
7. Чуланова Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2017. 24 с.
8. Малахова И.М., Шатохина И.В. Становление регулятивных УУД у учащихся начальных классов на уроках русского языка в условиях словарно-орфографической работы // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4-3 (106). С. 63–67. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4/075.
9. Малахова И.М., Гусева Т.К. Становление регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами проектной технологии // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5-4 (107). С. 102–106. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5/122.
10. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий: 1959. Москва // Гальперин П.Я. Психология: предмет и метод: избранные психологические труды. М.: Изд-во МГУ, 2023. С. 352–396 .
11. Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Юрайт. 2020. 174 с.
12. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1966. 307 с.
13. Барабанова М.Ю. Формирование орфографических действий на основе языковых обобщений: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 16 с.
14. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). М.: Просвещение, 1965. 355 с.
15. Мальцев К.П. Самоконтроль в учебной работе младших школьников // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников: сб. статей / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. С. 185–223.
16. Якобсон П.М. Некоторые особенности развития оценки у ребенка-первоклассника // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников: сб. статей / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. С. 259–286.
Рецензия
Для цитирования:
Прищепова И.В. Профилактика дизорфографии, обусловленной недоразвитием морфологической основы орфографической деятельности, у младших школьников. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):51-63. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.51-63
For citation:
Prishchepova I.V. Preventing dysorthography in elementary school students with underdeveloped competence in morphology-related spelling rules. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):51-63. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.51-63
























