Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Дислексия и ее двойники: о клиническом и психометрическом подходах к типологии и диагностике нарушений чтения у детей

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.19-38

Аннотация

Статья построена как синтез краткого аналитического обзора исследований дислексии за рубежом, в СССР и современной России и результатов собственных исследований, которые проводились в разные годы. Центральной темой является диагностическое разграничение разных форм нарушений чтения у детей. С этим неразрывно связан вопрос об определении дислексии, которое в мировой науке многократно менялось, а в России «застыло» на уровне 70-х годов ХХ в. Затронута важная проблема ведомственной позиции и ее влияния на понимание дислексии. Представлен критический анализ позиции образовательных институтов относительно дифференцированного подхода к диагностике и коррекции рассматриваемого нарушения. Очерчена сумма знаний о дислексии как об особом, специфическом нарушении чтения, полученная в результате клинико-психологических мультидисциплинарных исследований. В качестве новых научных данных приводятся результаты изучения недислексических, неспецифических форм нарушений чтения у детей с первичным недоразвитием речи и у детей с задержкой психического развития благодаря синтезу клинического и психометрического методов. Предлагаются авторская концепция и диагностические принципы разграничения специфических и неспецифических нарушений чтения у детей.

Об авторе

А. Н. Корнев
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России
Россия

Александр Николаевич Корнев, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой логопатологии



Список литературы

1. Dehaene S., Cohen L., Morais J., Kolinsky R. Illiterate to literate: Behavioral and cerebral changes induced by reading acquisition // Nat. Rev. Neurosci. 2015. V. 16, No 4. P. 233–234. https://doi.org/10.1038/nrn3924.

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. 330 с.

3. Kornev A.N., Balčiūnienė I. Story (re-)telling and reading in children with dyslexia: Language or cognitive resource deficit? // LSCD 2014: Workshop on Late Stages in Speech and Communication Development. London: UCL, 2014. P. 23–26.

4. Корнев А.Н., Оганов С.Р. Вариативность стратегий обработки письменного текста: анализ движений взора у студентов 2–4 курсов при чтении описательных текстов // Айтрекинг в психологической науке и практике / Под ред. В.А. Барабанщикова, редкол.: К.И. Ананьева и др. М.: Когито-Центр, 2016. С. 279–286.

5. Оганов С.Р., Корнев А.Н. Саккады как показатель индивидуальной вариативности стратегий анализа текста: чтение научного текста студентами 2–4 курсов // Когнитивная психология: методология и практика / Под науч. ред. В.М. Аллахвердова, Н.В. Дмитриевой, О.В. Защиринской, С.Н. Костроминой, С.А. Котовой, Т.В. Черниговской, Ю.Е. Шелепина. СПб.: Изд-во ВВМ, 2015. С. 212–220.

6. Best R.M., Floyd R.G., Mcnamara D.S. Differential competencies contributing to children’s comprehension of narrative and expository texts // Reading Psychol. 2008. V. 29, No 2. P. 137–164. http://dx.doi.org/10.1080/02702710801963951.

7. Оганов С.Р., Корнев А.Н. Окуломоторные характеристики как показатель сформированности навыка анализа письменного текста у детей 9–11 и 12–14 лет // Специальное образование. 2017. № 3. С. 112–121.

8. Critchley M. The Dyslexic Child. London: Heinemann Med., 1970. 137 p.

9. Matějček Z. Dyslexie. Praha: SPN, 1987. 238 s.

10. Григоренко Е.Л., Эллиот Дж.Дж. Чтение о чтении. Воронеж: АИСТ, 2012. 415 с.

11. Kirby P. Dyslexia debated, then and now: A historical perspective on the dyslexia debate // Oxford Rev. Educ. 2020. V. 46, No 4. P. 472–486. https://doi.org/10.1080/03054985.2020.1747418.

12. Peterson R.L., Pennington B.F. Developmental dyslexia // Annu. Rev. Clin. Psychol. 2015. V. 11, No 1. P. 283–307. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-032814-112842.

13. Martin A., Kronbichler M., Richlan F. Dyslexic brain activation abnormalities in deep and shallow orthographies: A meta-analysis of 28 functional neuroimaging studies // Hum. Brain Mapp. 2016. V. 37, No 7. P. 2676–2699. https://doi.org/10.1002/hbm.23202.

14. Логопедия / Л.С. Волкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2008. 703 с.

15. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: Лениздат: Союз, 2002. 222 с.

16. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. 367 с.

17. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. 1988. № 5. C. 3–9.

18. Исаев Д.Н., Карпова А.Н., Карпов Б.А. Патогенетический анализ механизмов нарушения процесса чтения у детей-олигофренов по результатам регистрации движений глаз // Проблемы общего психического недоразвития / Ред. коллегия: Д.Н. Исаев (отв. ред.) и др. Л.: [б. и.], 1976. C. 122–134.

19. Корнев А.Н., Ефремов К.Д. О двух вариантах дислексии у детей // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей / Редкол.: Л.С. Волкова (отв. ред.) и др. Л.: ЛГПИ, 1985. C. 155–161.

20. Корнев А.Н. Дислексия, ее клинико-психологическое изучение при задержках психического развития и олигофрении у детей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Л., 1982. 280 с.

21. Carroll J.M., Holden C., Kirby P., Thompson P.A., Snowling M.J., the Dyslexia Delphi Panel. Toward a consensus on dyslexia: Findings from a Delphi study // J. Child Psychol. Psychiatry. 2025. V. 66, No 7. P. 1065–1076. https://doi.org/10.1111/jcpp.14123.

22. Ziegler J.C., Bertrand D., Tóth D., Csepe V., Reis A., Faísca L., Saine N., Lyytinen H., Vaessen A., Blomert L. Orthographic depth and its impact on universal predictors of reading: A cross-language investigation // Psychol. Sci. 2010. V. 21, No 4. P. 551–559. https://doi.org/10.1177/0956797610363406.

23. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Векслера WISC. М.: [б. и.], 1973. 79 с.

24. Kornev A.N., Balčiūnienė I., Selezneva M.G., Sorokin A.A. How to compute reading development strategy? Evidence from Russian-speaking children. Ser.: Frontiers in Artificial Intelligence and Applications. Utka A., Grigonytė G., Kapočiūtė-Dzikienė J., Vaičenonienė J. (Eds.). V. 268: Human Language Technologies – The Baltic Perspective. Proceedings of the Sixth International Conference Baltic HLT 2014. Amsterdam: IOS Press, 2014. P. 196–201. https://doi.org/10.3233/978-1-61499-442-8-196.

25. Корнев А.Н., Столярова Э.И., Гальперина Е.И., Гийемар Д.М. Формирование сенсомоторных механизмов продукции слога на начальном этапе усвоения чтения // Педиатр. 2014. Т. 5, № 4. С. 85–94.

26. Корнев А.Н. Поэтапное формирование оперативных единиц письма и чтения как базовый алгоритм усвоения этих навыков // Нарушения письма и чтения у детей: изучения и коррекция / А.Р. Агрис, А.А. Алмазов, Т.А. Алтухова и др. М.: ЛОГОМАГ, 2018. С. 6–23.

27. Меньшикова Н.Д., Корнев А.Н. Стандартизированная оценка сформированности лексической и семантической языковых подсистем у детей младшего школьного возраста, страдающих дислексией // Национальное здоровье. 2022. № 2. С. 118–123.

28. Меньшикова Н.Д., Корнев А.Н. Функции программирования и контроля у детей с дислексией 9–11 лет: экспериментальное исследования влияния модальности задач // Центральные механизмы речи. Сб. материалов X Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. им. проф. Н.Н. Трауготт / Под общ. ред. Е.И. Гальпериной. СПб.: ВВМ, 2022. С. 99.

29. Оганов С.Р. Психологические механизмы нарушения читательской деятельности у детей с дислексией 9–12 лет: дис. ... канд. психол. наук: в 2 т. СПб., 2025.

30. Корнев А.Н. Обучаемость и интеллект у детей // Развивающее обучение: вопросы методологии и технологии. Вып. 2. Материалы науч.-метод. конф., 18–19 февр. 1998 г. / Ред. подгот.: М.Б. Алек сеева и др. СПб : Сударыня, 1998. С. 68–80.

31. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.

32. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Ред. О.Б. Иншакова. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2007. 288 с.

33. Русецкая М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 288 с.

34. Киселева В.С. Диагностические признаки смешанной формы дислексии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 184 с.

35. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей. СПб.: Изд-во политехнического ун-та, 2010. 70 с.

36. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380 с.


Рецензия

Для цитирования:


Корнев А.Н. Дислексия и ее двойники: о клиническом и психометрическом подходах к типологии и диагностике нарушений чтения у детей. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):19-38. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.19-38

For citation:


Kornev A.N. Dyslexia and its counterparts: A clinical and psychometric perspective on the typology and diagnosis of children’s reading disorders. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):19-38. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.19-38

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)