Дислексия и ее двойники: о клиническом и психометрическом подходах к типологии и диагностике нарушений чтения у детей
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.19-38
Аннотация
Статья построена как синтез краткого аналитического обзора исследований дислексии за рубежом, в СССР и современной России и результатов собственных исследований, которые проводились в разные годы. Центральной темой является диагностическое разграничение разных форм нарушений чтения у детей. С этим неразрывно связан вопрос об определении дислексии, которое в мировой науке многократно менялось, а в России «застыло» на уровне 70-х годов ХХ в. Затронута важная проблема ведомственной позиции и ее влияния на понимание дислексии. Представлен критический анализ позиции образовательных институтов относительно дифференцированного подхода к диагностике и коррекции рассматриваемого нарушения. Очерчена сумма знаний о дислексии как об особом, специфическом нарушении чтения, полученная в результате клинико-психологических мультидисциплинарных исследований. В качестве новых научных данных приводятся результаты изучения недислексических, неспецифических форм нарушений чтения у детей с первичным недоразвитием речи и у детей с задержкой психического развития благодаря синтезу клинического и психометрического методов. Предлагаются авторская концепция и диагностические принципы разграничения специфических и неспецифических нарушений чтения у детей.
Об авторе
А. Н. КорневРоссия
Александр Николаевич Корнев, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой логопатологии
Список литературы
1. Dehaene S., Cohen L., Morais J., Kolinsky R. Illiterate to literate: Behavioral and cerebral changes induced by reading acquisition // Nat. Rev. Neurosci. 2015. V. 16, No 4. P. 233–234. https://doi.org/10.1038/nrn3924.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. 330 с.
3. Kornev A.N., Balčiūnienė I. Story (re-)telling and reading in children with dyslexia: Language or cognitive resource deficit? // LSCD 2014: Workshop on Late Stages in Speech and Communication Development. London: UCL, 2014. P. 23–26.
4. Корнев А.Н., Оганов С.Р. Вариативность стратегий обработки письменного текста: анализ движений взора у студентов 2–4 курсов при чтении описательных текстов // Айтрекинг в психологической науке и практике / Под ред. В.А. Барабанщикова, редкол.: К.И. Ананьева и др. М.: Когито-Центр, 2016. С. 279–286.
5. Оганов С.Р., Корнев А.Н. Саккады как показатель индивидуальной вариативности стратегий анализа текста: чтение научного текста студентами 2–4 курсов // Когнитивная психология: методология и практика / Под науч. ред. В.М. Аллахвердова, Н.В. Дмитриевой, О.В. Защиринской, С.Н. Костроминой, С.А. Котовой, Т.В. Черниговской, Ю.Е. Шелепина. СПб.: Изд-во ВВМ, 2015. С. 212–220.
6. Best R.M., Floyd R.G., Mcnamara D.S. Differential competencies contributing to children’s comprehension of narrative and expository texts // Reading Psychol. 2008. V. 29, No 2. P. 137–164. http://dx.doi.org/10.1080/02702710801963951.
7. Оганов С.Р., Корнев А.Н. Окуломоторные характеристики как показатель сформированности навыка анализа письменного текста у детей 9–11 и 12–14 лет // Специальное образование. 2017. № 3. С. 112–121.
8. Critchley M. The Dyslexic Child. London: Heinemann Med., 1970. 137 p.
9. Matějček Z. Dyslexie. Praha: SPN, 1987. 238 s.
10. Григоренко Е.Л., Эллиот Дж.Дж. Чтение о чтении. Воронеж: АИСТ, 2012. 415 с.
11. Kirby P. Dyslexia debated, then and now: A historical perspective on the dyslexia debate // Oxford Rev. Educ. 2020. V. 46, No 4. P. 472–486. https://doi.org/10.1080/03054985.2020.1747418.
12. Peterson R.L., Pennington B.F. Developmental dyslexia // Annu. Rev. Clin. Psychol. 2015. V. 11, No 1. P. 283–307. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-032814-112842.
13. Martin A., Kronbichler M., Richlan F. Dyslexic brain activation abnormalities in deep and shallow orthographies: A meta-analysis of 28 functional neuroimaging studies // Hum. Brain Mapp. 2016. V. 37, No 7. P. 2676–2699. https://doi.org/10.1002/hbm.23202.
14. Логопедия / Л.С. Волкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2008. 703 с.
15. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: Лениздат: Союз, 2002. 222 с.
16. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. 367 с.
17. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. 1988. № 5. C. 3–9.
18. Исаев Д.Н., Карпова А.Н., Карпов Б.А. Патогенетический анализ механизмов нарушения процесса чтения у детей-олигофренов по результатам регистрации движений глаз // Проблемы общего психического недоразвития / Ред. коллегия: Д.Н. Исаев (отв. ред.) и др. Л.: [б. и.], 1976. C. 122–134.
19. Корнев А.Н., Ефремов К.Д. О двух вариантах дислексии у детей // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей / Редкол.: Л.С. Волкова (отв. ред.) и др. Л.: ЛГПИ, 1985. C. 155–161.
20. Корнев А.Н. Дислексия, ее клинико-психологическое изучение при задержках психического развития и олигофрении у детей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Л., 1982. 280 с.
21. Carroll J.M., Holden C., Kirby P., Thompson P.A., Snowling M.J., the Dyslexia Delphi Panel. Toward a consensus on dyslexia: Findings from a Delphi study // J. Child Psychol. Psychiatry. 2025. V. 66, No 7. P. 1065–1076. https://doi.org/10.1111/jcpp.14123.
22. Ziegler J.C., Bertrand D., Tóth D., Csepe V., Reis A., Faísca L., Saine N., Lyytinen H., Vaessen A., Blomert L. Orthographic depth and its impact on universal predictors of reading: A cross-language investigation // Psychol. Sci. 2010. V. 21, No 4. P. 551–559. https://doi.org/10.1177/0956797610363406.
23. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Векслера WISC. М.: [б. и.], 1973. 79 с.
24. Kornev A.N., Balčiūnienė I., Selezneva M.G., Sorokin A.A. How to compute reading development strategy? Evidence from Russian-speaking children. Ser.: Frontiers in Artificial Intelligence and Applications. Utka A., Grigonytė G., Kapočiūtė-Dzikienė J., Vaičenonienė J. (Eds.). V. 268: Human Language Technologies – The Baltic Perspective. Proceedings of the Sixth International Conference Baltic HLT 2014. Amsterdam: IOS Press, 2014. P. 196–201. https://doi.org/10.3233/978-1-61499-442-8-196.
25. Корнев А.Н., Столярова Э.И., Гальперина Е.И., Гийемар Д.М. Формирование сенсомоторных механизмов продукции слога на начальном этапе усвоения чтения // Педиатр. 2014. Т. 5, № 4. С. 85–94.
26. Корнев А.Н. Поэтапное формирование оперативных единиц письма и чтения как базовый алгоритм усвоения этих навыков // Нарушения письма и чтения у детей: изучения и коррекция / А.Р. Агрис, А.А. Алмазов, Т.А. Алтухова и др. М.: ЛОГОМАГ, 2018. С. 6–23.
27. Меньшикова Н.Д., Корнев А.Н. Стандартизированная оценка сформированности лексической и семантической языковых подсистем у детей младшего школьного возраста, страдающих дислексией // Национальное здоровье. 2022. № 2. С. 118–123.
28. Меньшикова Н.Д., Корнев А.Н. Функции программирования и контроля у детей с дислексией 9–11 лет: экспериментальное исследования влияния модальности задач // Центральные механизмы речи. Сб. материалов X Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. им. проф. Н.Н. Трауготт / Под общ. ред. Е.И. Гальпериной. СПб.: ВВМ, 2022. С. 99.
29. Оганов С.Р. Психологические механизмы нарушения читательской деятельности у детей с дислексией 9–12 лет: дис. ... канд. психол. наук: в 2 т. СПб., 2025.
30. Корнев А.Н. Обучаемость и интеллект у детей // Развивающее обучение: вопросы методологии и технологии. Вып. 2. Материалы науч.-метод. конф., 18–19 февр. 1998 г. / Ред. подгот.: М.Б. Алек сеева и др. СПб : Сударыня, 1998. С. 68–80.
31. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.
32. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Ред. О.Б. Иншакова. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2007. 288 с.
33. Русецкая М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 288 с.
34. Киселева В.С. Диагностические признаки смешанной формы дислексии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 184 с.
35. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей. СПб.: Изд-во политехнического ун-та, 2010. 70 с.
36. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380 с.
Рецензия
Для цитирования:
Корнев А.Н. Дислексия и ее двойники: о клиническом и психометрическом подходах к типологии и диагностике нарушений чтения у детей. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):19-38. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.19-38
For citation:
Kornev A.N. Dyslexia and its counterparts: A clinical and psychometric perspective on the typology and diagnosis of children’s reading disorders. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):19-38. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.19-38
























