Языковая интуиция или школьное правило: грамотное письмо и усвоение орфограммы одноязычными и двуязычными детьми
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.7-18
Аннотация
В настоящем исследовании определены особенности усвоения одноязычными и двуязычными младшими школьниками правописания слов с безударными проверяемыми гласными в корне слова и выявлена роль двух факторов достижения грамотного письма: освоенности учениками орфограммы и языковой интуиции. В результате анализа эксперимента, в котором приняли участие 48 испытуемых, были сделаны нетривиальные выводы. Одноязычные первоклассники обнаружили довольно высокий уровень грамотности, однако корреляции между правильным написанием и постановкой правильного ударения, а также между правильным написанием и подбором проверочного слова не отмечено. У первоклассников-инофонов уровень грамотности ниже, однако выявлена статистически значимая зависимость между правильным написанием и подбором проверочного слова. Результаты второклассников (монолингвов и инофонов) гораздо лучше и примерно одинаковы. У монолингвов корреляций между грамотным написанием и использованием орфограммы не обнаружено, а у инофонов есть значимая корреляция между правильным написанием и подбором проверочного слова. Монолингвы больше читают и пишут не только на уроках, но и спонтанно, интуитивно открывая морфемный принцип русской орфографии. Билингвам предоставлен более ограниченный речевой инпут – слишком мало данных, чтобы открыть «процедурные» языковые правила, поэтому овладение орфограммой важнее для грамотного письма. Таким образом, опорой для билингвов являются школьные вербализованные («декларативные») правила, а для монолингвов в первую очередь языковая интуиция.
Об авторах
М. Б. ЕлисееваРоссия
Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой языкового и литературного образования ребенка, руководитель НИЛ онтолингвистики
Л. В. Ретюнских
Россия
Ретюнских Лидия Викторовна, магистрант
Список литературы
1. Павлова Н.П. К вопросу об общих закономерностях освоения письма ребенком // Рус. яз. в шк. 2016. № 5. С. 19–25.
2. Сальникова О.С. Без правил, но правильно: нормативные написания детей дошкольного возраста // Уральский филологич. вестн. Сер.: Психолингвистика в образовании. 2014. № 2. С. 14–21.
3. Цейтлин С.Н. Некоторые факторы, обеспечивающие возможность спонтанного освоения орфографических правил // Рус. яз. в шк. 2018. Т. 79, № 6. С. 27–30. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-6-27-30.
4. Аввакумова Е.А., Голев Н.Д. Морфемно-деривационные основания интуитивной орфографической деятельности детей // Вестн. алтайской науки: Образование. Вып.1. Барнаул, 2001. С. 78–83.
5. Львова С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении родному языку // Рус. словесность. 2005. № 3. С 41–45.
6. Антуфьева Е.В. Теория интуитивной грамотности как методологическая база обучения русскому языку в школе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagog. Rev. 2017. № 1 (15). С. 18–26. https://doi.org/10.23951/2307–6127-2017-1-18-26.
7. Галактионова Л.Н. К вопросу об использовании способности детей к имплицитному освоению орфографии в школьном обучении // Филология и культура. 2025. № 2 (80). С. 224–230. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-224-230.
8. Галактионова Л.Н. О возможности имплицитного освоения орфографии дошкольниками: путь к грамотности одного ребенка // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2020. № 196. С. 69–75. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-196-69-75.
9. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 1 кл.: учебник. М.: Просвещение, 2023. 144 с.
10. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 кл.: учебник: в 2 ч. М.: Просвещение. 2023. Ч. 1. 144 с.
11. Галактионова Л.Н. Языковая рефлексия детей дошкольного и младшего школьного возраста при освоении письменной формы речи // Начальная школа. 2024. № 6. С. 28–34.
Рецензия
Для цитирования:
Елисеева М.Б., Ретюнских Л.В. Языковая интуиция или школьное правило: грамотное письмо и усвоение орфограммы одноязычными и двуязычными детьми. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(4):7-18. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.7-18
For citation:
Eliseeva M.B., Retyunskikh L.V. Linguistic intuition or school-taught rules: Writing accurately and learning orthography in monolingual and bilingual children. Kazan Journal of Historical, Linguistic, and Legal Research. 2025;167(4):7-18. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.4.7-18
























