Роль татарских медресе Волго-Уральского края в формировании казахской образовательной системы (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.)
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.91-102
Аннотация
В настоящей статье раскрывается проблема влияния татарских новометодных медресе на становление казахской образовательной системы. На основе проблемно-хронологического подхода рассмотрен процесс становления и развития образования у тюркских народов Российской империи в динамике качественных и количественных изменений. В результате исследования выявлено, что до революции медресе на территории городов Казахской степи были в своем большинстве татарскими, построенными на деньги татарских предпринимателей, и именно в них в свое время училась бóльшая часть образованных казахов. Татарские медресе стали примером для организации собственной казахской образовательной системы. В начале ХХ в. по образцу татарских медресе стали открывать и казахские новометодные образовательные учреждения.
Об авторе
Д. Ш. МуфтахутдиноваРоссия
Диляра Шамилевна Муфтахутдинова, кандидат исторических наук, доцент кафедры исламской теологии
г. Казань
Список литературы
1. Дербисали А. Казакстаннын мешiттерi мен медреселерi: рухани шамширактар (IX–XX гг.). Алматы: Аруна, 2009. 495 б.
2. Махмутов З.А. Функции и некоторые результаты деятельности татарских мулл в Казахстане в трансформирующихся политических контекстах XVIII – середины XX в. // Вестн. РУДН. Сер.: История России. 2021. Т. 20. № 1. С. 61–73. https://doi.org/10.22363/2312-8674-2021-20-1-61-73.
3. Муртазина Л.Р. Роль татар в развитии просвещения народов Туркестана и казахских степей (конец ХIХ – начало ХХ в.) // Вестн. ТГПУ (TSPU Bulletin). 2017. № 8 (185). С. 126–130. https://doi.org/1023951/1609-624X-2017-8-126-130.
4. Асанова С.А. Ислам в духовной культуре Казахстана начала ХХ века // Казахстан в начале ХХ века: методология, историография, источниковедение / Отв. ред.: М.К. Козыбаев; редкол. Н.Т. Кенжебаев, А.К. Бисенбаев. Алматы: ТУДАП. 1994. C. 74–84.
5. Миннуллин З.С. Институт вакуфа у татар-мусульман в исторической ретроспективе // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2007. Т. 149, кн. 4. С. 114–121.
6. Раздыкова Г.М. История мусульманского образования в Казахстане. Павлодар: Кереку, 2010. 150 с.
7. Байдаров Е.У. Абай и джадидизм: единство знания и веры в духовном наследии мыслителей Центральной Азии // Үлкен Алтай әлемі – Мир Большого Алтая – World of Great Altay. 2015. №1 (3). С. 213–228.
8. Султангалиева Г.С. Джадидизм и взаимодействие тюркоязычных народов Урало-Поволжья, Казахстана (конец XIX – начало ХХ в.) // Вестн. КазГУ им. аль-Фараби. Сер. Истор. 2001. № 3 (22). С. 32–39.
9. Гафаров А.А., Бродовская Л.Н, Буравлёва В.В. Проблемы инородческого образования мусульман в Российской империи (XIX – начало XX) // Образование и саморазвитие. 2012. № 4 (32). С. 171–176.
10. Гизатуллин Р.Н. Мусульманские учебные заведения дореволюционного Троицка (кон. XVIII – нач. ХХ вв.). Краткие очерки. Челябинск, 2016. 92 с.
11. Гибадуллина Э.М. Татарские городские общины Южного Казахстана во второй половине XIX – начале XX в.: социально-экономический аспект // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2017. № 7. С. 49–60.
12. Суворова Н.Г. Духовное и светское просвещение мусульман-кочевников и новокрещенных в контексте колонизации степного края (конец XIX – начало XX в.) // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Ист. науки». 2017. № 3 (15). С. 262–270. https://doi.org/10.25513/2312-1300.2017.3.262-270.
13. Муфтахутдинова Д.Ш. Благотворительная деятельность татарских предпринимателей в Степном крае (конец ХIX – начало XX века) // Вестн. ОГПУ. Электронный научный журнал. 2023. № 2 (46). С. 219–234. https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.46.15.
14. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102. Оп. 243. Д. 74Г: Особый отдел. О панисламизме. Оренбургская губерния, Тургайская область. Литература. 53 л.
15. Толепбергени Ж.Т. Мусульманское движение в Западном Казахстане и Южном Урале: особенности и тенденции взаимодействия (конец ХIХ и начало ХХ вв.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Актобе, 2010. 27 с.
16. Шангараев Р.Р., Самигуллин М.Г. Зайнулла Расулев и Галимджан Баруди: общественная деятельность и религиозные воззрения // История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе. Казань: РИУ, 2010. С. 199–221.
17. Таиров Н.И. Татарская буржуазия Поволжья и Приуралья: социальная деятельность, благотворительность и меценатство (60-е гг. ХIХ в. – 1917 г.). Казань: Изд-во КГУКИ, 2011. 279 с.
18. Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. История школы и педагогической мысли Казахстана / Под общ. ред. Г.М. Храпченкова. Алматы: Университет «Кайнар», 1998, 168 с.
19. Садвокасова З.Т. Наследие алашской интеллигенции по проблемам просвещения казахских детей (в контексте казахской государственности) // Үлкен Алтай әлемі – Мир Большого Алтая – World of Great Altay. 2018. Т. 4, № 3. С. 426–434.
20. Фатых Карими // Знаменитые личности: историко-биографический сборник / Авт.-сост. А. Ахунов, З. Миннуллин. Казань: Жиен, 2013. С. 316.
21. Казиев С.Ш. Национально-просветительское движение и проекты национализма в Казахстане в конце ХIХ – начале ХХ в. // Изв. АлтГУ. 2014. Т. 4, № 2 (84). С. 128-133.
22. Махмутов З.А. Духовная и образовательная деятельность татар в казахской степи в контексте внутренней политики Российской империи // Самарский научный вестн. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 113–117.
23. Марджани Ш. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казань ва Булгар: (Источники по истории Казани и Булгара). Казань: Татар. кн. изд-во, 1989. 414, [1] с.
24. Ахмадуллин С.З. «Талфик Ал-Ахбар…» (Свод сведений…») Мурада Рамзи как источник по истории башкир: дис. … канд. ист. наук. М., 2018. 250 с.
Рецензия
Для цитирования:
Муфтахутдинова Д.Ш. Роль татарских медресе Волго-Уральского края в формировании казахской образовательной системы (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.). Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(2):91-102. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.91-102
For citation:
Muftakhutdinova D.S. Tatar madrasas of the Volga-Ural region and their role in the development of the Kazakh educational system (from the second half of the 19th to early 20th century). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2025;167(2):91-102. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.2.91-102