Особенности языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка (по результатам экспериментального исследования)
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.105-118
Аннотация
В статье описаны результаты изучения особенностей языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка. Предлагается использовать критерий вербальной эксплицированности как основной для разграничения языковой рефлексии и метаязыковой деятельности; с учетом данного критерия формулируются дефиниции данных терминов. В результате анализа ответов детей сделан вывод о том, что к языковой рефлексии в большей степени способны референциальные дети и дети из семей с высоким социокультурным статусом. Поскольку по результатам экспериментов значимые различия в особенностях языковой рефлексии девочек и мальчиков выявлены не были, возможно говорить только о тех или иных тенденциях, которые связаны с полом детей. Наименьшее количество проявлений языковой рефлексии обнаруживается у детей из семей с низким социокультурным статусом и у экспрессивных детей, следовательно, таким детям в первую очередь необходима помощь по развитию языковой рефлексии и ее предпосылок.
Об авторе
Т. А. ТрифоноваРоссия
Трифонова Татьяна Александровна, младший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории онтолингвистики
наб. реки Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191186, Р
Список литературы
1. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка. СПб.: Бионт, 1999. 64 с.
2. Цейтлин С.Н., Елисеева М.Б., Кузьмина Т.В., Галактионова Л.Н., Трифонова Т.А., Итальяни М.П. (Ташман). Дети о языке: метаязыковая деятельность и языковая рефлексия. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. 243 с.
3. Januschek F., Paprotte W., Rohde W. Zur Ontogenese sprachlicher Handlungen // Osnabrücker Beitr. Sprachtheor. 1979. H. 10. S. 37–69.
4. Wehr S. Was wissen Kinder über Sprache? Bern, Stuttgart, Wien: Haupt Verlag, 2001. 193 S.
5. Алпатов В.М. Языковая рефлексия у детей // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. Т. XIII, ч. 3. СПб.: Наука, 2017. С. 811–819.
6. Гридина Т.А. Метаязыковая рефлексия как форма лингвокреативного мышления ребенка // Проблемы онтолингвистики 2016: Материалы ежегодной междунар. науч. конф. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург. Иваново: Листос, 2016. С. 182–188.
7. Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 264 с.
8. Воробьева Т.А. К вопросу о разграничении метаязыковой деятельности и языковой рефлексии детей // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2020. № 196. С. 61–68. URL: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-196-61-68.
9. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 240 с.
10. Шмелева Т.В. Языковая рефлексия // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник Российской риторической ассоциации. 1999. Вып. 1(8). С. 108–110.
11. Любина Г.А. Почему же так называется? URL: http://dom-i-uyut.ru/2012/03/почемуже-так-называется/, свободный.
12. Елисеева М.Б. Игровые переименования в речи детей раннего возраста // Логопед в детском саду. 2007. № 2(17). С. 5–11.
13. Papandropoulou I., Sinclair H. What is a word? Experimental study of children’s ideas on grammar // Hum. Dev. 1974. № 1. P. 241–258. URL: https://doi.org/10.1159/000271348.
14. Гридина Т.А. «Своя игра»: ребенок в мире языка. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2015. 177 с.
15. Елисеева М.Б., Романенко В.Г. Типы толкований значений имен прилагательных детьми-инофонами и русскоязычными детьми // Начальная школа. 2014. № 6. С. 91–94
Рецензия
Для цитирования:
Трифонова Т.А. Особенности языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка (по результатам экспериментального исследования). Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2023;165(3):105-118. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.105-118
For citation:
Trifonova T.A. The Features of Linguistic Reflection in Children with Different Language Acquisition Strategies (Based on the Results of an Experimental Study). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2023;165(3):105-118. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.3.105-118