Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Особенности усвоения личных и притяжательных местоимений детьми с сенсомоторной алалией

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.1.117-127

Аннотация

Сенсомоторная алалия является таким типом речевого дизонтогенеза у детей, при котором страдает в первую очередь понимание обращенной к ним речи. Анализ нарушений импрессивной речи у детей представляет особую важность как для лингвистики, так и для междисциплинарных областей в связи с тем, что с его помощью могут быть получены новые научные данные для исследования проблемы овладения родным языком при типичном и патологическом развитии. В настоящей статье рассмотрена специфика усвоения личных и притяжательных местоимений детьми с названным диагнозом. Каждое из упомянутых местоимений осваивается нестандартно, но особую сложность вызывает понимание притяжательных местоимений его, её и их, которые омонимичны формам личных местоимений он, она, они. Представлены и проанализированы образцы речи детей, собранные в ходе абилитационной работы. Исследование носит лонгитюдный характер, проводится на базе Центра патологии речи Казанского федерального университета. В выборку вошли 36 детей с сенсомоторной и сенсорной алалией, речь которых изучается в динамике.

Об авторе

О. А. Иванова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Иванова Ольга Александровна, научный сотрудник НИЛ «Нейрокогнитивные исследования», логопед Центра патологии речи

г. Казань, 420008



Список литературы

1. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика дет. речи. М.: Владос, 2000. 238 с.

2. Owens Jr., Robert E. Language Development: An Introduction. Allyn & Bacon, Incorporated, 2011. 488 p.

3. Краснощекова С.В. Местоименный дейксис в русской детской речи: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2016. 273 с.

4. Доброва Г.Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 492 c.

5. Казаковская В.В. Личные местоимения и их пропуск (pro-drop) на ранних этапах усвоения языка // Труды Ин-та рус. яз. им. В В. Виноградова. 2024. № 2. С. 133–149. https://doi.org/10.31912/pvrli-2024.2.8.

6. Казаковская В.В. От первого лица: местоименно-глагольные высказывания в русской детской речи // Acta Linguistica Petropolitana. 2024. № 20–1. С. 98–142. https://doi.org/10.30842/alp2306573720198142.

7. Казаковская В.В. Грамматический аспект усвоения личных местоимений // Рус. яз. в шк. 2024. Т. 85. № 6. С. 25–38. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-25-38/.

8. Чиглова Е.И. Влияние инпута на онтогенез персонального дейксиса (на материале русского и английского языков) // Вестн Череповец. гос. ун-та. 2017. № 4 (79). С. 109–114. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2017-4-79-17.

9. Головенкина Л.Х. Понятийное поле «принадлежности» у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Учен. зап. МГПИ. Сер. Языкознание. 2001. Вып. 1. С. 83–90.

10. Осминкина Е.И. Роль лично-притяжательных местоимений в усвоении персонального дейксиса русскоязычными и англоязычными детьми // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2014. № 3 (56). С. 107–111.

11. Ликари К. Особенности употребления притяжательных местоимений в русской речи немецких детей // Проблемы онтолингвистики – 2021: языковая система ребенка в ситуации одно- и многоязычия. Материалы ежегодной Междунар. науч. конф. СПб.: ВВМ. С. 42–48.

12. Круглякова Т.А. Конструирование системы русских притяжательных местоимений детьмибилингвами с первым романским языком // Путь в язык: Одноязычие и двуязычие / Отв. ред. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 191–202.

13. Краснощекова С.В. Дейктические эффекты при использовании детьми отрицательных и неопределенных местоимений // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 189. С. 86–94.

14. Краснощекова С.В. Вопросительные местоимения кто, что, какой и ряды производных от них местоимений в онтогенезе // XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936–2019). Избранные доклады / Под редакцией Т.В. Черниговской. Сер. 2 St. Petersburg University Studies in Social Sciences & Humanities. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 269–285. https://doi.org/10.21638/11701/9785288062353.16.

15. Нестерова Т.В., Бадартдинова Н.А. Научно-теоретическое обоснование подходов к исследованию особенностей употребления местоимений детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 3 (39). С. 26–31.

16. Зиновьева В.Н., Данилкина А.В. Развитие умения использовать личные местоимения у детей с расстройствами аутистического спектра // Вестн. Калуж. ун-та. Сер. 1. Психологич. науки. Педагогич. науки. 2020. Т. 3. № 2 (7). С. 99–103.

17. Абросова Е.В. Особенности употребления местоимения такой ребенком с ОНР // Проблемы онтолингвистики – 2024: языковое взаимодействие взрослого и ребенка. Материалы ежегодной Междунар. науч. конф. Санкт-СПб.: ВВМ, 2024. С. 119–124.

18. Щукина Д.А., Широкова Ю.А. Состояние понимания личных местоимений 1-го лица у детей раннего возраста с ЗРР // Специальное образование XXI века: материалы междунар. науч. форума, Санкт-Петербург, 21 апр. 2021 г. / Отв. ред. Л.М. Кобрина. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. С. 287–291.

19. Щукина Д.А., Ахмадуллина Д.Р. Особенности понимания указательных местоимений-прилагательных детьми 3,6 - 4,5 с ОНР // Специальное образование XXI века: материалы междунар. науч. форума. Санкт-Петербург, 19–20 апр. 2022 г. / Отв. ред. Л.М. Кобрина. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2022. С. 419–423.

20. Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамов М.О., Клепиков Н.И., Панфилова Е.В. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики // Рус. журн. детской неврологии. 2017. Т. 12. № 4. С. 32–42. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2017-12-4-32-42.

21. Gorobets E.A., Ivanova O.A., Gamirova R.G. Sensory alalia: terminology and differentiated diagnosis // Современная лингвистика: от теории к практике: III Казанский международный лингвистический саммит (Казань, 14–19 ноября 2022 г.): тр. и матер.: в 3 т. / Под общ. ред. И.Э. Ярмакеева, Ф.Х. Тарасовой. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2023. Т. 1. С. 506–508.


Рецензия

Для цитирования:


Иванова О.А. Особенности усвоения личных и притяжательных местоимений детьми с сенсомоторной алалией. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2025;167(1):117-127. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.1.117-127

For citation:


Ivanova O.A. Acquisition of personal and possessive pronouns in children with sensorimotor alalia. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2025;167(1):117-127. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2025.1.117-127

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)