Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Реформа Дж. Джентиле 1923 года и итальянская высшая школа

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.1-2.244-251

Аннотация

В статье рассмотрены причины проведения итальянским фашистским режимом своей первой общегосударственной реформы – реформы образования 1923 г. Наряду с анализом объективных проблем, стоявших перед итальянским обществом в сфере образования, отдельное внимание уделено тому, какие идеологические цели ставил при проведении данной реформы министр образования Дж. Джентиле. Затронувшая систему образования Итальянского королевства в целом, она привела и к некоторым принципиальным новшествам в высшей школе (разделение университетов на типы в зависимости от степени государственного финансирования; укрепление позиции ректора внутри университета, повышение престижа гуманитарного образования в ущерб техническому и естественно-научному и пр.). Сама реформа Дж. Джентиле была неоднозначно воспринята итальянским обществом, в том числе и частью руководства фашистской партии, а противоречия, заложенные в идеологии реформы, сказались на ее результатах.

Об авторах

М. В. Григер
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Григер Максим Вадимович, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института международных отношений 

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008



Э. М. Дусаева
Независимый исследователь
Россия

Дусаева Энже Мидхатовна, кандидат культурологии

ул. Бондаренко, д. 24, кв. 33, г. Казань, 420066



Список литературы

1. Bongiovanni B., Levi F. Le facoltà umanistiche a Torino durante il Fascismo // L’Università di Torino durante il Fascismo. – Torino: Giappichelli, 1976. – P. 1–115.

2. Белоусов Л.С. Режим Муссолини и массы. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 368 c.

3. Моисеев Д.С. Политическая философия итальянского фашизма. Становление и развитие доктрины: Автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 2016. – 33 с.

4. Genovesi G. Storia della scuola in Italia dal Settecento a oggi. – Roma; Bari: Laterza, 2004. – X, 309 p.

5. Charnitzky J. Fascismo e scuola: la politica scolastica del regime: 1922–1943. – Scandicci: La nuova Italia, 1999. – XX, 603 p.

6. Corner P. State and society, 1901–1922 // Liberal and Fascist Italy, 1900–1945 / Ed. by A. Lyttelton. – Ser.: Short Oxford history of Italy. – Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 2002. – P. 17–43.

7. Sensi T. Della “necessità” del latino: l’attualismo gentiliano e la riforma della scuola in Italia // Atti del convegno “Latinitas nunc et hic” – 22–23 novembre 2014. – P. 1–6. – URL: http://www.centrumlatinitatis.org/?p=1807, свободный.

8. Патрушев А.И. Германия в ХХ веке. – М.: Дрофа, 2004. – 432 с.

9. Нестерова Т.П. От реформы Джентиле к реформе Боттаи: образовательная политика Италии в 1920–1930-х гг. // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2: Гуманитарные науки. – 2008. – Т. 59, № 16. – C. 118–26.

10. Pomante L., Sani R. The Gentile reform (1923) and academic strategies of the University of Macerata between national science and development of the local economy // Historia y Memoria de la Educación. – 2016. – No 3. – P. 259–277. – doi: 10.5944/hme.3.2016.13875.

11. Cellini B. The Italian university system // Bull. Am. Assoc. Univ. Professors (1915– 1955). – 1934. – V. 20, No 6. – P. 377–379. – doi: 10.2307/40218589.

12. Innocenti М. I gerarchi del fascismo. Storia del Ventennio attraverso gli uomini del Duce. – Milano: Mursia, 1997. – 186 p.

13. Israel G. Vito Volterra e la riforma scolastica Gentile // Bollettino dell’Unione Matematica Italiana, Serie 8. – 1998. – V. 1-A, Nо 3. – Sez. A: La Matematica nella Società e nella Cultura, Nо 3. – P. 269–287.

14. Maiocchi R. Schienza e fascismo. – Roma: Carocci, 2004. – 207 p.

15. Talbot G. Censorship in Fascist Italy, 1922–43. – Basingtstoke: Palgrave Macmillan, 2007. – IX, 251 p.


Рецензия

Для цитирования:


Григер М.В., Дусаева Э.М. Реформа Дж. Джентиле 1923 года и итальянская высшая школа. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2023;165(1-2):244-251. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.1-2.244-251

For citation:


Griger M.V., Dusaeva E.M. The Gentile Reform of 1923 and Italian Higher Education. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2023;165(1-2):244-251. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.1-2.244-251

Просмотров: 762


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)