Три этапа в эволюции концепции международного общества: история Английской школы международных отношений или история научных сообществ?
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.2.198-207
Аннотация
Статья посвящена эволюции Английской школы международных отношений. Концепция международного общества остается методологической основой для трех поколений входящих в нее исследователей. В работе выделено три этапа в эволюции концепции. На первом этапе центральную роль играл Британский комитет по изучению международной политики, в недрах которого происходили выдвижение гипотезы и формирование Английской школы международных отношений. Контуры концепции были сформулированы Х. Буллом. Второй этап был связан с попыткой приобщения к проблематике школы новых исследователей. Это расширило рамки концепции, привело к появлению новых тем, но трансформировало школу из узкой группы специалистов в сообщество международников. На третьем этапе оно раскололось по отношению к оценке современного международного общества, что не только спровоцировало кризис внутри школы, но и позволило модернизировать концепцию международного общества за счет использования в полемике теоретических наработок современной науки о международных отношениях. Сделан вывод о том, что история Английской школы отражает деятельность различных научных групп, объединенных широкими методологическими рамками концепции международного общества.
Об авторе
В. В. МироновРоссия
Миронов Виктор Владимирович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории международных отношений
пр. Мира, д. 55-а, г. Омск, 644077
Список литературы
1. Кун Т. Структура научных революций / Перевод с англ. И.З. Налетова; общ. ред. и послесл. С.Р. Микулинского и Л.А. Марковой. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
2. Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского [и др.]. М.: Наука, 1977. 523 с.
3. The British Committee for the Theory of International Politics: Some historical notes by Adam Watson (November 1998). URL: https://web.archive.org/web/20130721205511/ http://www.polis.leeds.ac.uk/assets/files/research/english-school/watson98.pdf, свободный.
4. Diplomatic Investigations. Essays in the Theory of International Politics / Ed. by H. Butterfield, M. Wight. London: Allen & Unwin, 1966. 227 p.
5. Alderson K., Hurrel A. Society and anarchy in international relations (1966) // Hedley Bull on International Society / Ed. by K. Alderson, A. Hurrel. London: Palgrave Macmillan, 2000. P. 77–94. https://doi.org/10.1007/978-1-349-62666-3_4.
6. The Expansion of International Society / Ed. by H. Bull, A. Watson. Oxford: Clarendon Press, 1984. 479 p.
7. Watson A. The Evolution of International Society: A Comparative Historical Analysis. London; New York, NY: Routledge, 1992. 337 p.
8. Watson A. Diplomacy: The Dialogue between States: London: Eyre Methuen, 1982. 239 p.
9. Vincent J.R. Human Rights and International Relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986. viii, 186 p.
10. Foreign Policy and Human Rights. Issues and Responses / Ed. by R.J. Vincent. New York, NY: Cambridge Univ. Press, 1986. 283 p.
11. Vincent R.J. Racial equality // The Expansion of International Society / Ed. by H. Bull, A. Watson. Oxford: Clarendon Press, 1984. P. 239–254.
12. Anderson K., Hurrell A. Justice in international relations: The 1983 Hagey Lectures (1984) // Hedley Bull on International Society / Ed. by K. Alderson, A. Hurrel. London: Palgrave Macmillan, 2000. P. 206–245. https://doi.org/10.1007/978-1-349-62666-3_11.
13. Bull H. The Revolt against the West // The Expansion of International Society / Ed. by H. Bull, A. Watson. Oxford: Clarendon Press, 1984. P. 217–228.
14. Jones R. The English school of international relations: A case for closure // Rev. Int. Stud. 1981. V. 7, No 1. P. 1–13. https://doi.org/10.1017/S0260210500115086.
15. Jackson R.H. The Global Covenant: Human Conduct in a World of States. Oxford: Oxford Univ. Press, 2000. xvi, 464 p.
16. Human Rights in Global Politics / Ed. by T. Dunne, N. Wheeler. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1999. 337 p. https://doi.org/10.1017/CBO9781139171298.
17. Guide to the English School in International Studies / Ed. by C. Navari, D. Green. Oxford: Wiley Blackwell, 2014. 246 p. https://doi.org/10.1002/9781118624722.
18. Buzan B. From International to World Society. English School Theory and Social Structure of Globalization. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004. 294 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511616617.
Рецензия
Для цитирования:
Миронов В.В. Три этапа в эволюции концепции международного общества: история Английской школы международных отношений или история научных сообществ? Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(2):198-207. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.2.198-207
For citation:
Mironov V.V. Three Stages in the Evolution of the Concept of International Society: The History of the English School of International Relations or the History of Academic Communities? Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(2):198-207. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.2.198-207