Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Три этапа в эволюции концепции международного общества: история Английской школы международных отношений или история научных сообществ?

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.2.198-207

Аннотация

Статья посвящена эволюции Английской школы международных отношений. Концепция международного общества остается методологической основой для трех поколений входящих в нее исследователей. В работе выделено три этапа в эволюции концепции. На первом этапе центральную роль играл Британский комитет по изучению международной политики, в недрах которого происходили выдвижение гипотезы и формирование Английской школы международных отношений. Контуры концепции были сформулированы Х. Буллом. Второй этап был связан с попыткой приобщения к проблематике школы новых исследователей. Это расширило рамки концепции, привело к появлению новых тем, но трансформировало школу из узкой группы специалистов в сообщество международников. На третьем этапе оно раскололось по отношению к оценке современного международного общества, что не только спровоцировало кризис внутри школы, но и позволило модернизировать концепцию международного общества за счет использования в полемике теоретических наработок современной науки о международных отношениях. Сделан вывод о том, что история Английской школы отражает деятельность различных научных групп, объединенных широкими методологическими рамками концепции международного общества.

Об авторе

В. В. Миронов
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Россия

Миронов Виктор Владимирович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории международных отношений

пр. Мира, д. 55-а, г. Омск, 644077



Список литературы

1. Кун Т. Структура научных революций / Перевод с англ. И.З. Налетова; общ. ред. и послесл. С.Р. Микулинского и Л.А. Марковой. М.: Прогресс, 1977. 300 с.

2. Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского [и др.]. М.: Наука, 1977. 523 с.

3. The British Committee for the Theory of International Politics: Some historical notes by Adam Watson (November 1998). URL: https://web.archive.org/web/20130721205511/ http://www.polis.leeds.ac.uk/assets/files/research/english-school/watson98.pdf, свободный.

4. Diplomatic Investigations. Essays in the Theory of International Politics / Ed. by H. Butterfield, M. Wight. London: Allen & Unwin, 1966. 227 p.

5. Alderson K., Hurrel A. Society and anarchy in international relations (1966) // Hedley Bull on International Society / Ed. by K. Alderson, A. Hurrel. London: Palgrave Macmillan, 2000. P. 77–94. https://doi.org/10.1007/978-1-349-62666-3_4.

6. The Expansion of International Society / Ed. by H. Bull, A. Watson. Oxford: Clarendon Press, 1984. 479 p.

7. Watson A. The Evolution of International Society: A Comparative Historical Analysis. London; New York, NY: Routledge, 1992. 337 p.

8. Watson A. Diplomacy: The Dialogue between States: London: Eyre Methuen, 1982. 239 p.

9. Vincent J.R. Human Rights and International Relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986. viii, 186 p.

10. Foreign Policy and Human Rights. Issues and Responses / Ed. by R.J. Vincent. New York, NY: Cambridge Univ. Press, 1986. 283 p.

11. Vincent R.J. Racial equality // The Expansion of International Society / Ed. by H. Bull, A. Watson. Oxford: Clarendon Press, 1984. P. 239–254.

12. Anderson K., Hurrell A. Justice in international relations: The 1983 Hagey Lectures (1984) // Hedley Bull on International Society / Ed. by K. Alderson, A. Hurrel. London: Palgrave Macmillan, 2000. P. 206–245. https://doi.org/10.1007/978-1-349-62666-3_11.

13. Bull H. The Revolt against the West // The Expansion of International Society / Ed. by H. Bull, A. Watson. Oxford: Clarendon Press, 1984. P. 217–228.

14. Jones R. The English school of international relations: A case for closure // Rev. Int. Stud. 1981. V. 7, No 1. P. 1–13. https://doi.org/10.1017/S0260210500115086.

15. Jackson R.H. The Global Covenant: Human Conduct in a World of States. Oxford: Oxford Univ. Press, 2000. xvi, 464 p.

16. Human Rights in Global Politics / Ed. by T. Dunne, N. Wheeler. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1999. 337 p. https://doi.org/10.1017/CBO9781139171298.

17. Guide to the English School in International Studies / Ed. by C. Navari, D. Green. Oxford: Wiley Blackwell, 2014. 246 p. https://doi.org/10.1002/9781118624722.

18. Buzan B. From International to World Society. English School Theory and Social Structure of Globalization. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004. 294 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511616617.


Рецензия

Для цитирования:


Миронов В.В. Три этапа в эволюции концепции международного общества: история Английской школы международных отношений или история научных сообществ? Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(2):198-207. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.2.198-207

For citation:


Mironov V.V. Three Stages in the Evolution of the Concept of International Society: The History of the English School of International Relations or the History of Academic Communities? Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(2):198-207. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.2.198-207

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)