Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование общероссийской гражданской идентичности студентов в процессе преподавания истории Северного Кавказа

https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.2.173-183

Аннотация

В статье рассмотрена проблема формирования гражданской идентичности студентов в ходе изучения истории народов Северного Кавказа. Историческое сознание – один из инструментов формирования общероссийской гражданской идентичности у молодого поколения. Память о событиях прошлого может не только способствовать единению людей вокруг общих национальных ценностей, но и стать поводом для исторических обид, претензий, конфликтов в настоящем. Данная проблема показана на примере противоречивых оценок исторических событий в Северо-Кавказском регионе XIX – начала XX в. (Кавказская война, деятельность и методы ведения войны российских военачальников и горских предводителей, мухаджирское движение, действия имперских властных структур). Автором ставятся вопросы о том, как преподавать историю Северного Кавказа молодому поколению, какие подходы к объяснению особо сложных, противоречивых, трагичных исторических событий в регионе использовать, чтобы история не становилась инструментом конфронтации и разъединения его народов, способствовала формированию общероссийской гражданской идентичности. Обозначены некоторые подходы (рекомендации) к преподаванию истории Северного Кавказа, которые позволят выявить интеграционные тенденции в историческом прошлом края; продемонстрировать факторы, сближавшие его народы, культуры, мировидения и определявшие общие перспективы исторического развития.

Об авторе

Л. Ш. Мачукаева
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова
Россия

Мачукаева Лиза Ширваниевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины»

пр. Х. Исаева, д 100, г. Грозный, 364051



Список литературы

1. Акаев В.Х., Дадуев М.А., Газиев В.З. Формирования гражданской нации в России как естественно-исторический процесс // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7, № 5. С. 95–104. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.5.8.

2. Основы российской государственности: учебное пособие для студентов, изучающих социогуманитарные науки / Т.В. Евгеньева, И.И. Кузнецов, С.В. Перевезенцев, А.В. Селезнева, О.Е. Сорокопудова, А.Б. Страхов, А.Р. Боронин; под ред. С.В. Перевезенцева. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2023. 550 c.

3. Дегоев В.В. Введение в политическую историю Северного Кавказа (ХVI век – 1917 год). М.: Навона, 2009. 126 с.

4. Акаев В.Х. Феномен Кавказской войны: анализ старых и новых концепций. Ростов-на-Дону: Социально-гуманит. знания, 2016. 80 с.

5. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Шамиль: исторический потрет. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1990. 94 с.

6. Дегоев В.В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. М.: Рус. панорама, 2001. 371 с.

7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Сост., послесл., коммент. С.А. Вайгачева. М.: Книга, 1991. 573 с.

8. Киняпина Н.С. Административная политика царизма на Кавказе и в Средней Азии в ХIХ веке // Вопросы истории. 1983. № 4. С. 35–47.

9. Мачукаева Л.Ш. Система управления Северным Кавказом в конце XIX – начале XX века (на материалах Терской области): дис. … канд. ист. наук. М., 2004. 226 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мачукаева Л.Ш. Формирование общероссийской гражданской идентичности студентов в процессе преподавания истории Северного Кавказа. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2024;166(2):173-183. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.2.173-183

For citation:


Мachukayeva L.Sh. Fostering the All-Russian Civic Identity among Students While Teaching the History of the North Caucasus. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki. 2024;166(2):173-183. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.2.173-183

Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7738 (Print)
ISSN 2500-2171 (Online)